Наука и культура Франции

Франция — одна из ведущих мировых научных держав. Общенациональные затраты на НИОКР 30 545 млн евро, или 2,14% ВВП (4-е место в мире) (2001). В науке занято 314,5 тыс.чел., 48,9% из них — профессорско-преподавательский состав университетов, которых во Франции около 20 (в т.ч. старейшие в Европе Парижский — Сорбонна и университет в Монпелье, основанные соответственно в 13 и 15 вв.). Непосредственно научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками занимаются 160 тыс.чел. (75% в частнопредпринимательском секторе). Они сосредоточены на различных научно-исследовательских и внедренческих фирмах, в лабораториях и технических центрах (на 2000 таковых имелось 5373). Доля государства в финансировании научной деятельности составляла 21,7% (2001); получаемые средства направлялись в основном на фундаментальные исследования, а также в такие отрасли, как ядерная энергетика, различные космические программы, производство вооружений, транспорт и связь. Предпринимательский сектор сосредоточивает усилия в прикладных исследованиях, преимущественно в электронике, общем машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности. На эти отрасли приходилось 46,7% выданных резидентам патентов. Однако, несмотря на немалый объём средств, направляющихся на НИОКР, французская научная мысль в технической области отстаёт от основных зарубежных конкурентов. Из 160,0 тыс. патентов, зарегистрированных во Франции в 2001, резиденты получили только 21,6 тыс. (13,5%); баланс по торговле патентами и лицензиями устойчиво отрицателен. Мировые имена принадлежат французам прежде всего в общественных науках: в социологии Ф.Дюркгейм, К.Леви-Стросс, М.Фуко, А.Турен, в истории — Ф.Бродель.

Вряд ли существует другая страна, оказавшая в последние 3—4 столетия на западную и мировую культуру столь же мощное влияние, как Франция. Замки на Луаре, парки и дворцы Версаля, картины старых мастеров от Клуэ до Пуссена, Грёза, Шардена, романтиков Делакруа и Курбе, импрессионистов, музыкальные творения Берлиоза и Равеля — шедевры мирового уровня. Париж едва ли не со времён Людовика XIV считается культурной столицей мира. В 20 в. эта традиция была продолжена. Здесь в межвоенные и послевоенные годы жили и творили художники со всего мира — испанцы Пикассо и Дали, итальянец Модильяни и голландец Мондриан, французы Марке, Синьяк, Леже, представлявшие вместе едва ли не все многочисленные направления современной живописи; Франция — родина современного абстракционизма и наряду с США — оп-арта и поп-арта.

Французская литература, первый письменный памятник которой относится к 842, всегда была одним из наиболее крупных явлений в мировой литературе. Средневековую традицию литературного творчества («Песнь о Роланде», творения трубадуров и труверов, городские фаблио, стихи Ф.Вийона) продолжали в 16 в. поэты Плеяды, Рабле и Монтень, в 17 в. — Расин, Корнель, Мольер, Лафонтен, в 18 в. — Вольтер, Бомарше, энциклопедисты. В 19 в. французскую литературу украшали такие великие имена, как Гюго и Бальзак, Стендаль и Флобер, Золя и Мопассан, в нач. 20 в. — М.Пруст. Во Франции в межвоенные годы зародилось литературно-философское течение экзистенциализм — философия существования (Ж.-П.Сартр, А.Камю, Симона де Бовуар). В послевоенное время блестящими образцами критического реализма стали «семейные» и исторические романы Ф. Эриа, Э.Базена, М.Дрюона. Творцами направления «новый роман» явились А.Роб-Грийе и Натали Саррот. Общеизвестны имена А.Моруа, М.Эме, Б.Виана. Писатели А.Жид, Ф.Мориак, Сен-Жон Перс — лауреаты Нобелевской премии по литературе.

В мире весьма популярна французская кинематография. В работах режиссёров М.Карне, К.Кристиан-Жака, Р.Клера, Р.Вадима снимались такие звёзды, как Ж.Габен, Ж.Филип, Бурвиль, Фернандель, Л.де Фю-нес, Б.Бардо. Французский кинематограф известен прежде всего именами Л.Бессона, П.Ришара, Ж.Депардье, Анни Жирардо. Неумирающую традицию французского шансона после 2-й мировой войны продолжили Эдит Пиаф, Ив Монтан, Ш.Азнавур, Далида, Ж.Брель, Брассанс, С.Адамо, Мирей Матье и др.