Библейский Восток

Древний город Петра (Иордания) – столица Набатейского царства I в. до н.э. – I в. Набатеи контролировали важные торговые пути между Аравией, Египтом, Сирией и Финикией. В Петру можно попасть только пройдя по узкому проходу в скалах – ущелью Сик. С набатейского периода в Петре сохранились храм Эль-Хазне, монастырь Эль-Дейр и храм бога Душары (Замок дочери фараона). Большинство храмов и некрополей Петры вырезаны прямо в скальных массивах, сложенных из разноцветного песчаника. Их фасады имеют розоватый и оранжевый оттенки. Захватившие Петру в I в. римляне построили здесь амфитеатр, термы, форум и другие постройки в античном стиле. Свои следы оставили владевшие городом византийцы и арабы. Петра была заброшена в VI в. и вновь открыта для европейцев только в начале XIX в.

Древний город Петра

«Дорога Ладана» в пустыне Негев (Израиль) – торговый путь, по которому в течение пяти столетий (с III в. до н.э.) из Южной Аравии в Средиземноморье шли караваны, нагруженные пряностями и ладаном. На части этого пути, проходящего по пустыне Негев, процветали набатейские города Халуза, Мамшит, Авдат и Шивта. От былого величия этих поселений остались руины городских стен и следы достаточно совершенной ирригационной системы, с помощью которой набатейцы превращали суровую пустынную местность в живительный оазис. Набатейцы взимали дань с караванов и осуществляли их охрану. Не случайно, что величие городов вдоль «Дороги Ладана» совпало с расцветом столицы набатейского царства – легендарной Петрой.

«Дорога Ладана» в пустыне Негев

Археологические находки в Ум-эр-Расас (Иордания) относятся к эпохам, начиная с железного века (VII-VI вв. до н.э.) до византийского и арабского периодов. Поселение было окружено мощными стенами. Сохранились сооружения набатейского периода: базальтовые дороги, на которых вырезаны изображения сфинксов, скарабеев, бога Амона. В периоды Византийской империи и Омейядского халифата здесь находилось процветающее христианское поселение. Сохранилась квадратная в сечении византийская башня высотой 15 м без входной двери и внутренней лестницы. Археологи раскопали церковь Святого Стефания, потрясающий по красоте мозаичный пол которой мастера омейядской эпохи украсили изображениями иорданских, палестинских и египетских городов.

Археологические находки в Ум-эр-Расас

Библейские холмы Мегиддо, Хацор, Беэр-Шева (Израиль) хранят остатки городов с прекрасной подземной системой водоснабжения. Холм Мегиддо высотой 60 м, образованный 26 культурными слоями, находится в предгорье Кармель и ранее был важным пунктом из-за своего стратегического положения. На холме Хацор были обнаружены руины ханаанских храмов XVI-XII вв. до н.э., остатки крепостной стены времен царя Соломона, остатки 20 городов различных исторических периодов, княжеские могилы, дворец, храм и могила царя Хазора. Холм Беэр-Шева со времен Авраама остается транспортным узлом, контролирующим дороги к Красному морю, Египту и Палестине.

Библейские холмы Мегиддо, Хацор, Беэр-Шева

Иерусалим (Израиль) – город трех религий, и каждая из религий обладает в городе своей святыней. Старый город Иерусалима окружен крепостной стеной и поделен на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. Одна из святынь – Храм скалы (мечеть Омара) – признана всеми тремя религиями как место жертвоприношения Авраама. Храм скалы (Купол скалы) был построен в конце VII в. на месте Первого и Второго Иерусалимского храмов. Купол покрывает часть скалы, с которой по преданию пророк Муххамед совершил мирадж – вознесся на небеса. Купол, перестроенный в XI в., изнутри поражает узорным рельефом и росписью. Стены облицованы узорчатым мрамором, покрыты мозаикой. Строго соблюдена характерная для ислама бело-сине-зелено-золотая гамма.

Стена плача в Иерусалиме – одна из наиболее почитаемых святынь национальной памяти еврейского народа. Стена находится в еврейском квартале и является частью западной опорной стены Иерусалимского Храма, разрушенного римским императором Титом в I в. Стена является по сути огромной синагогой на открытом воздухе. Евреи со всего мира прибывают в Иерусалим, чтобы увидеть Стену и чтобы оставить записку с просьбой к Всевышнему между ее камней. Возле Стены можно найти молящихся в любое время суток.

Стена плача в Иерусалиме

Святыня христианской религииИерусалимский храм Воскресения Христова (Храм гроба Господня) – возведен на месте, где по преданиям был распят, погребен и воскрес Иисус Христос. Первая церковь на месте храма была построена в IV в. В современном виде храм отстроен в начале XIX в. Храм разделен между шестью концессиями христианской церкви: католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены свои приделы и часы для молитв.

Иерусалимский храм Воскресения Христова

Древняя крепость Масада (Израиль) в Иудейской пустыне доминирует над низиной Мертвого моря. Крепость была построена в I в. до н.э. царем Иудеи Иродом Великим как дворцовый комплекс в классическом стиле ранней Римской империи. Гора, на которой стоит крепость, неприступна благодаря своим отвесным склонам. На ее вершине находится ромбовидная площадка размером 650 на 300 м. Крепость хранит память о сопротивлении, которое было оказано евреями римской армии в I в. Неподалеку от крепости сохранились остатки древнеримских осадных сооружений. В настоящее время на горе находится Монастырь отшельников.

Древняя крепость Масада

Священная долина и Божественная кедровая роща (Ливан) благодаря удаленности от наиболее населенных мест в периоды войн служили убежищем для малочисленных религиозных групп. Здесь в глубоком ущелье сохранились вырубленные в скалах неприступные монастыри христиан-маронитов. Самый древний из них – монастырь Дейр Каннубин, основанный в IV в. византийским императором. В XV-XVIII вв. он был постоянной резиденцией маронитских патриархов. К западу от монастыря – часовня Святой Марины, где находится 18 гробниц патриархов. Местные монахи использовали расположенную рядом с монастырем кедровую рощу не только для получения строительной древесины, но и для проведения религиозных обрядов. Некоторые растущие здесь кедры имеют возраст 1,5-2 тысячи лет, многие деревья не под силу обхватить даже вдвоем.

Священная долина и Божественная кедровая роща

Город Акко (Израиль) находится на берегу Средиземного моря севернее Хайфы, на территории Западной Галилеи. Впервые Акко упоминается в XV в. до н.э. в списке городов, завоеванных египетским фараоном Тутмосом III. После изгнания из Иерусалима крестоносцы сделали Акко столицей своего королевства. Военные рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров, позднее и тевтонцев обрели здесь собственные кварталы. Наряду с ними районами Акко владели итальянские города-государства Генуя, Пиза и Венеция. В Акко сохранилось более 40 церквей, 23 монастыря, караван-сараи и бани.

Город Акко

Замки Крак-де-Шевалье и Каъат-Салах-ад-Дин (Сирия) являются прекрасными примерами эволюции крепостной архитектуры на Ближнем Востоке времен крестовых походов (XI-XIII вв.). Замок Крак-де-Шевалье был построен орденом госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского в XII-XIII вв. Он был основным узлом в сети крепостей, позволявших крестоносцам сохранять свое влияние в завоеванных землях. Расположенный на холме, замок занимал стратегическую позицию на пути из Антиохии в Бейрут и к Средиземному морю. Сигнальный огонь, разожженный в Крак-де-Шевалье, предупреждал об опасности нападения все соседние крепости. Замок Калъат-Салах-ад-Дин сейчас частично разрушен, т.к. в свое время был взят легендарным султаном Салах-ад-Дином (Саладином). Этот замок был целиком высечен из скального монолита, и ранее считался неприступным.

Замок Крак-де-Шевалье

Город Тель-Авив (Израиль) был основан в 1909 г. как столичный город в Палестине под эгидой Великобритании. Часть зданий Тель-Авива («холма весны») была построена в 30-50-е гг. ХХ в. иммигрантами из Европы. Выдающийся архитектурный ансамбль в стиле модерн, приспособленный к местному климату и культуре, получил название «Белого города». Элементы модерна, глубокие балконы и солнцезащитные экраны оказались в Палестине чрезвычайно полезными. «Белый город», включающий около четырех тысяч строений, является примером уникального синтеза различных направлений модерна.

Город Тель-Авив