Долина статуй в Колумбии

На сегодняшний день в Долине статуй, расположенной в Северных Андах, найдено свыше 500 гигантских изваяний людей, богов и животных. Они разбросаны более чем в 20 местах в лесистой, сплошь заросшей орхидеями долине колумбийской реки Магдалены. Вытесанные из камня фигуры выглядят на фоне столь живописного ландшафта мрачно и отрешенно. Они, словно последние часовые исчезнувшей культуры, о которой сегодня почти ничего не известно.

Что современный россиянин знает о Колумбии? Что в этой стране тоннами производят кокаин. Что долгие годы там идет партизанская война. Что главные природные богатства колумбийцев — кофе и изумруды. Что Колумбия подарила миру писателя Габриеля Гарсия Маркеса и певицу Шакиру. И лишь немногим известно, что Колумбия — это еще и родина высокоразвитых индейских цивилизаций. Увы, культура колумбийских индейцев изучена не так хорошо, как перуанские или мексиканские древности. «Страна сказочных богатств» — так называли Колумбию испанские завоеватели, ступившие на ее землю в 1499 году. До завоевания независимости в 1819 году многие богатства страны были безжалостно разграблены, а самобытные индейские цивилизации уничтожены. Тысячи тонн золота, драгоценных камней и металлов были вывезены конкистадорами в Европу, а многочисленные города могущественных некогда андийских цивилизаций канули в Лету. Единственное, что напоминает о древнем народе, населявшем некогда эти места — это древние статуи и захоронения.

Многие из древних статуй стоят в Археологическом парке (Раrque Arquelogico), который находится примерно в 2,5 километрах от города Сан-Августина. Здесь же их и обнаружили, большинство и по сегодняшний день остается на тех же самых местах.

В Лесу статуй (Bosque de las Estatuas) расставлены еще 35 фигур, между ними проложена удобная пешеходная тропа. Главное ритуальное место в парке — Источник омовения (Fuente de Lavapatas). Видимо, у родника происходили ритуальные омовения и торжественные церемонии в честь богини Воды. Скалистая долина реки вся изрезана каналами и водоемами. Здесь повсюду можно встретить причудливые каменные фигуры — изображения людей, змей, ящериц. В парке есть также музей обнаруженных в этих местах керамических изделий и других археологических находок.

Долина статуй в Колумбии

Неподалеку от парка, вниз по течению Магдалены, примерно в 10 километрах от Сан-Августина, находится Холм идолов (El Alto de los ldolos). Здесь стоят так называемые «стражи», охраняющие несколько захоронений. Некоторые из могил вскрыты. В них были найдены накрытые мраморными плитами каменные саркофаги с высеченными изображениями погребенных. В Альто де Лавапатас также можно увидеть саркофаги с цветными росписями (красными, черными и желтыми). Там же стоит знаменитая статуя «Двойное Я» (El Doble Yo). Это скульптурное изображение двух, словно сросшихся фигурок, сидящих одна на другой и вырезанных из единого камня.

Долина статуй в Колумбии

В селении Ла Пелота — единственное в этих местах расписанное каменное изваяние, а в Ла Какире можно осмотреть статуи божеств, вырубленные в отвесной скале.

Но самые удивительные памятники Сан-Агустина — это скульптурные изображения людей в масках ягуара, совы, орла, обезьян и сверхъестественных существ. Сохранилось около четырех сотен каменных антропоморфных фигур высотой до четырех метров: человек с клыкастой пастью ягуара, с жезлом (в другой интерпретации с палицей) в правой руке и сферическим предметом (мячом или камнем2) в левой. У большинства из них над головой или на спине высечено изображение чудовища. Некоторые статуи имеют две головы, расположенные рядом или одна над другой, причем вторая — всегда голова животного. Попадаются и фигуры с детьми на руках. У всех истуканов нарушены пропорции тела, поэтому выглядят они как карлики, иногда горбатые или с огромной головой. Вместе с тем животные изображены с предельной точностью.

Долина статуй в Колумбии

С тех пор как испанский монах Фрай Хуан де Сайта Гертрудис в 1794 году впервые сообщил об этих исполинах, историки и археологи гадают об их происхождении и возрасте. Одни считают, что они были созданы в VI веке до нашей эры, другие склоняются к более поздней дате, относя эти произведения к культуре, уничтоженной инками незадолго до испанского завоевания. Тем более, что в них есть известное сходство со знаменитыми каменными идолами с острова Пасхи.

Что же символизируют эти безмолвные свидетели древней культуры? Человек-ягуар, по-видимому, представляет собой шамана, который с помощью листьев коки и галлюциногенного напитка яхе «превращался» в ягуара при отправлении религиозных культов. Вообще присутствие ягуарьих мотивов — одна из главных загадок Сан-Агустина. Это животное никогда не обитало в Андах. Но при этом оно занимало важнейшее место в религии не только сан-агустинцев, но и их ближайших соседей — центральноандинской цивилизации Чавин, что в переводе значит «Сыновья ягуара с копьями». Здесь очевидна связь и с мезоамериканской ольмекской культурой. Ольмеков ведь тоже часто называют «ягуарьими индейцами». Ягуар был для этих людей тотемным животным. Легенда гласит, что народу ольмеков подарили жизнь смертная женщина и божественный ягуар. Вполне вероятно, что аналогичной версии своего происхождения придерживались и сан-агустинцы. К слову, атрибутами власти правителей индейцев майя, ровесников и родственников ольмеков, были шкура, клыки и когти ягуара. И у каменного сан-агустинского шамана во рту изображены клыки хищника. Маски ягуара колумбийских истуканов напоминают шлемообразный головной убор властителей майя, выполненный в виде головы ягуара с распахнутой пастью.

Долина статуй в Колумбии

Не случайно и то, что в руке человек-ягуар держит мяч. Известно, что у ольмеков мяч был символом Вселенной. Большое значение «ягуарьи индейцы» придавали ритуальной игре в мяч, рассматривавшейся как битва света с тьмой за право освободить Солнце из оков преисподней. Победа доставалась тем, кто попадал в каменное кольцо на стене. Проигравших приносили в жертву. Ольмеки верили, что их кровь и жизнь давали энергию для рождения нового Солнца. Можно предположить, что и в Сан-Агустине образ мяча обладал космологическим содержанием.

Некоторые статуи представляют собой изображения животных, которые, безусловно, имели символический характер: орел был символом силы, лягушка — наказания, обезьяна считалась божеством плодородия. Другие статуи изображают полулюдей-полузверей. Все фигуры стилизованы, но обнаруживают и явственные реалистические черты; все они разного размера, самая большая статуя достигает семиметровой высоты.

Что касается статуй с двумя головами — человека и животного, то таким образом, с точки зрения ученых, передавались в скульптуре два понятия: нагуаль и тональ. Понятия эти опять же роднят сан-агустинцев с мезоамериканцами. В мировоззрении тольтеков и майя нагуаль — это колдун, шаман, способный перевоплощаться в животное, а тональ — это животное, в котором человек сохраняет половину своей души и с которым связан единой судьбой.

Долина статуй в Колумбии

Еще одной отличительной особенностью Сан-Агустина считаются… захоронения. По всей видимости, место, где установлены статуи, было когда-то городом мертвых. Многочисленные могилы вокруг явно указывают на то, что здесь проводились обряды загробного культа. Сан-Агустин — единственная в Южной Америке доколумбова культура, после которой осталось столь внушительное количество могильников. Ученые полагают, что культ мертвых играл в сан-агустинском обществе особую роль. Думается, этот народ обладал специфическим взглядом на мир вообще и мир мертвых, в частности. Сан-агустинцы не противопоставляли земную и загробную жизнь. Умы индейцев занимали вопросы о сущности и смысле ухода в мир иной, о том, что происходит в невидимом мире. Свидетельством тому служит популярность темы смерти в мифологии древних колумбийцев.

Археологи выделяют три типа сан-агустинских погребений: саркофаги из дерева, погребальные холмы и мегалитические подземные усыпальницы. Высокие курганы покрывают гробницы, сложенные из массивных, слегка стесанных каменных плит, в которых находились вырубленные из цельного камня саркофаги. Покой усопших оберегают каменные изваяния у входа. Стены многих склепов покрыты полихромным геометрическим орнаментом. Мифические сюжеты настенных росписей напоминают живописные украшения храмовых построек доинкской культуры Мочика.