Гончарный промысел русских

Еще в Х в. на Руси изготавливали различные глиняные изделия, причем делали это вручную преимущественно женщины. К глине для увеличения прочности и долговечности изделий, а также для более удобной их обработки примешивали такие материалы как песок, мелкие раковины, гранит, кварц, иногда даже осколки битой керамики и растения. Керамической посуды и в городе, и в селе требовалось много: в ней варили и содержали пищу, ее употребляли для молока и молочных продуктов, из нее ели, в ней переносили съестные припасы и т. д.

Позже появились специальные устройства, существенно облегчившие жизнь гончарам. Это были гончарные круги. Примерно в то же время гончарным искусством стали заниматься мужчины. Сначала круг приводили в движение одной рукой, а потом ногами.

Это позволило гончарам работать обеими руками. Глину перед обработкой на несколько дней замачивали, а потом месили для обеспечения мягкость и эластичность материала.

Форму сосудам придавали двумя разными способами: «налепным» и «вытяжным». Суть налепного способа состояла в том, что мастер раскатывал в центре гончарного круга кусок глины (это было дно будущего сосуда), а потом из скатанных из глины жгутов, которые накладывались один на другой «собирал» стенки изделия. При этом гончар мокрой тряпкой разглаживал их, придавая изделию необходимые формы. Вытяжной способ состоял в вытягивании из глиняной заготовки сосуда нужной формы при помощи рук, в этом случае изделие формовалось из одного куска.

Гончарный промысел русских

Для того чтобы изделия из глины приобрели необходимую прочность, их обжигали в специально предназначенной печи, которая называлась горном. Вероятно, от этого слова и получил название этот вид искусства в Древней Руси. По мере развития строительства, особенно в городах, расширялось производство кирпича. Там, где были месторождения камня, добывали строительный материал, камень для поделок. Иногда карьеры разрабатывали сами крестьяне общиной, в других случаях сдавали каменоломни артелям.

В XVIII веке гончарное искусство в России достигло промышленных масштабов. В Петербурге даже был построен фарфоровый завод. Чуть позже фабрика по производству керамических изделий появилась и под Москвой. Также в различных городах существовало множество мелких мастерских, а количество мастеров в различных селах и деревнях было практически неисчислимо.

В настоящее время гончарное искусство также распространено во многих областях России. Своими произведениями искусства славятся мастера Ярославской, Владимирской Новгородской, Тверской, Рязанской и других областей.