Индуистско-буддийское наследие бывшего французского Индокитая

Культура Камбоджи, как и других соседних стран, испытывала в V-VIII вв. сильное влияние со стороны индийских переселенцев и давление буддизма. Преимущественно равнинный рельеф страны отразился на регулярности планировок городов и храмовых комплексов. Дворцово-храмовые комплексы, называемые ваты, имели концентричную композицию, окружались широкими рвами и мощными стенами-галереями со встроенными зданиями. Расцвет культуры Камбоджи связан с образованием монархии XI-XIII вв. Столица государства Ангкор-Том вместе с пригородами насчитывала около 1 млн. жителей. В Ангкор-Томе сосредоточены наиболее значительные памятники кхмерского зодчества.

Ангкор (Камбоджа) – огромный архитектурный комплекс древней столицы страны, расположенный среди джунглей. Самый знаменитый храм комплекса – трехъярусный и пятибашенный Ангкор Ват (XII в.). Две крепостные ограды окружают ступенчатую цитадель, символизирующую гору Меру – центр мироздания. К цитадели ведут крутые лестницы. Чем ближе к центру композиции, тем больше высота башен и насыщеннее декоративное убранство. Галереи оград изнутри украшены рельефными изображениями на темы индийских эпосов, кхмерской истории и мифологии. Второй по значимости храм Ангкора – Байон с его 54 башнями. На каждой изображены по четыре лика загадочно улыбающегося Будды. Всего же на территории Ангкора находятся руины более ста древних дворцов и храмов. Все они были построены без применения цемента и других связующих материалов. В XV в. Ангкор был захвачен сиамскими войсками, и город запустел, а его стены стали бессильны против наступления джунглей. Город в сердце камбоджийских джунглей был обнаружен европейскими исследователями во второй половине XIX в.

Ангкор

В народном зодчестве Лаоса сформировался интересный тип крутых многослойных крыш, защищающих жилье от дождей и холода. Эти же приемы были использованы и при строительстве небольших по размеру буддийских храмов. Храмовый комплекс Ват-Фу (Лаос) находится в исторической области Тямпасак, расположенной на юго-западе страны, на границе с Таиландом и Камбоджей. Руины храмового комплекса Ват-Фу (VI-XII вв.) относятся к доангкорскому периоду кхмерской империи. Первоначально комплекс был связан с культом Шивы, потом стал центром буддизма тхеравады. Около XIII в. пришедшие сюда лаосцы захватили город, но сами не смогли построить здесь ничего более величественного, чем стоящие в настоящее время здесь индуистские храмы. Храмовый комплекс представляет собой гармоничную систему дворцов, гробниц и акведуков, тянущуюся более чем на десять километров. Это ярчайшее свидетельство индуистского видения взаимоотношений между природой и человеком. Культурный ландшафт Тямпасак включает два города по рекам реки Меконг и гору Фу Као.

Храмовый комплекс Ват-Фу

Когда в XVI в. столицей Лаосского королевства становится ВьенТьян, здесь сооружаются крупные культовые и церемониальные ансамбли. Город Луанг-Прабанг (Лаос) – древняя королевская резиденция, расположенная на северном берегу Меконга и окруженная горами и густыми лесами. Большая часть города состоит из переулков, почти не изменившихся с давних времен. Архитектура города соединяет народные лаосские традиции с принципами планировки, привнесенными колониальными европейскими властями в XIX в. Здесь великолепно гармонируют друг с другом старые фасады французских колониальных домов и позолоченные сверкающие крыши храмов. Вплоть до 1975 г. Луанг-Прабанг (старое название – Муанг Суа) считался «королевской столицей», поскольку там находилась резиденция последних королей Лаоса. К памятникам города относятся: Ват Сиенгтхонг («Золотой монастырь») XVI в., Королевский дворец-музей начала ХХ в., Ват Висун – богато украшенное здание начала XVI в. В пределах города расположены пещеры Пакьу – священное место паломников. Недалеко находится Долина кувшинов, где целые каменные сосуды и их остатки лежат на равнине уже в течение как минимум 1,5 тысяч лет.

Город Луанг-Прабанг

В жарком и влажном климате Вьетнама сложился тип каркасно-свайного жилища с высокой соломенной крышей и обходной открытой галереей, защищенной от солнца легкими, плетеными из бамбука и пальмовых листьев экранами. В итоге сформировался особый вьетнамский архитектурный стиль, постоянно испытывающий внешнее воздействие со стороны Индии и Китая.

Тесная связь правящих династий с религией благоприятствовала широкому строительству буддийских храмов и культовых комплексов во Вьетнаме. Культовые ансамбли, симметричные по оси север-юг, открываются священными воротами, обычно трехпролетными. Несмотря на строгость планировки, ансамбли удачно вписаны в природный ландшафт, включают бассейны и зеленые насаждения. Достаточно оригинальным является храм Мот-кот (Тхиен-хыу), построенный в XI в. в Ханое. Храм, имеющий квадратную форму, опирается на круглый каменный столб, поставленный посреди пруда. Изящный храм символизирует распускающийся цветок лотоса.

 храм Мот-кот

Исторический Хойан (Вьетнам) – маленький прибрежный городок в центральной части страны. Первоначально западные торговцы называли этот город Файфо. Издавна город славился производимым здесь шелком и фарфором. Он был одним из центров Великого Шелкового пути, во II-X вв. являлся столицей древнего индуистского государства Чампа. В XVII-XIX вв. он стал одним из главных портов Юго-Восточной Азии. В середине XIX в. из-за обмеления устья реки, порт был перенесен в соседний Дананг. В городе сохранилось множество храмов и пагод, исторических зданий в китайском и японском кварталах. Посередине знаменитого крытого японского моста Коу Нят Бан находится пагода Кау, предназначенная для пережидающих непогоду путников.

Святилище Мишон (Вьетнам) с конца IV в. вплоть до XIII в. было религиозным центром древнего индуистского государства Чампа. Большинство храмов комплекса посвящено королям чамов, которые считались реинкарнацией индийских божеств. Святилище представляет собой собрание кирпичных башен, украшенных скульптурами богов и демонов. Всего над джунглями возвышается 70 таких построек. Строительство святилища началось с возведения деревянного храма для поклонения богу Шиве. Каждая башня возводилась на квадратном основании, символически представляющем человеческий мир. Над ними строили священную основную часть, представляющую мир духов. Вершину башни обычно делали в форме человека, дерева, птицы или животного. В XV в., после завоевания империи Чампа вьетнамцами, святилище оказалось в забвении.

Святилище Мишон

Город Хюэ (Вьетнам) – бывшая императорская столица, находящаяся на берегу Ароматной реки в центральной части страны. В XIX – первой половине XX вв. город являлся политическим, культурным, религиозным и образовательным центром династии Нгуен. Государственные чиновники входили в него через Полуденные ворота. За ними располагались Двор важных церемоний и Тронный зал. Цитадель в Хюэ (Кинь Тхань) сравнительно молода по европейским меркам. Она была построена в первой половине XIX в. и включала три «двора». Внешний двор, окруженный кирпичными стенами, представляет собой открытое пространство с садами. Кроме того, в архитектурный комплекс входят: Запретный Пурпурный город (покои императора и его наложниц), Пагода Тхиенму (пристанище пяти монахов и семи послушников), Музей Императоров и Дворец Тхай Хоа, где находится золотой трон короля.

Город Хюэ