Кафедральный собор в Санкт–Петербурге

Многотрудная история строительства Исаакиевского собора неотделима от истории Северной столицы Петербурга. Он хранит память и о державном основателе города, и о множестве безвестных корабелов, создававших русский флот, о знаменитых архитекторах, скульпторах, живописцах и простых рабочих, чьим трудом он обрел свой нынешний облик. Уже полтора века все, кто посетит Петербург, могут увидеть один из самых крупных кафедральных соборов и подняться на его смотровую площадку, с которой открывается вид на весь город.

Место расположения Кафедрального собора в Санкт–Петербурге

Исаакиевский собор — памятник архитектуры XIX века. Это самый крупный собор Санкт-Петербурга, способный вместить одновременно 12000 человек.

Безупречно было выбрано место строительства Исаакиевского собора. Расположено строение в самом центре города и «не зажато» другими строениями. Северная сторона Исаакиевского собора «смотрит» на площадь Декабристов (бывшая Сенатская площадь), памятник «Медный всадник», стоящий у берегов реки Невы. Южный фасад обращен к памятнику Николаю I и Мариинскому дворцу. Восточный фасад развернут к Дворцовой площади и Невскому проспекту. Западный — к «Конногвардейскому манежу».

История создания Кафедрального собора в Санкт–Петербурге

История создания Исаакиевского собора длинная и насыщенная. Все началось с повеления Петра Великого о строительстве деревянной Исаакиевской церкви. Ее возвели напротив башни Адмиралтейства, где сейчас находится фонтан. Одноэтажная, деревянная церковь не представляла особой художественной и культурной ценности. Правда, именно в Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I.

В 1712 году церковь была перенесена ближе к Неве и перестроена — уже из камня. Церковь строилась десять лет. Невские воды размывали ее фундамент, в конструкциях появлялись трещины, и в довершение всех ее бед в 1735 году случился пожар. Теперь место, где она располагалась, отмечает известный памятник Петру Великому — знаменитый Медный всадник.

После того как Екатерина II взошла на престол, одним из первых ее указов был указ о восстановлении церкви, только теперь это должна быть не просто церквушка, но мощный по своему величию собор. Автором проекта нового Исаакиевского собора стал архитектор Антонио Ринальди. Собор заложили в 1768 году значительно дальше от Невы, на месте его нынешнего расположения. Во время правления Екатерины строительство шло крайне медленно. К моменту восшествия на престол Павла I храм был отстроен только до карниза. Винченцо Бренне — придворный архитектор — получил приказ достроить собор, однако использовать при этом минимальные средства. Предшествующий план сразу был упрощен. Собор по проекту стал одноглавым, с укороченной вдвое колокольней.

Кафедральный собор в Санкт–Петербурге

В 1809 и 1813 гг. объявлялись конкурсы на проект его перестройки. По приказу Александра I молодой архитектор Монферран разработал целый ряд вариантов собора, один из которых был взят за основу для дальнейшей работы. Срочно была создана целая комиссия по перестройке.

Весной 1818 года перестройка храма началась с заготовки материалов, земляных работ, забивки свай и устройства дополнительного фундамента. Строительство собора в первый год велось очень интенсивно, работы не прекращались даже зимой. 26 июля 1819 года произошла закладка Исаакиевского собора по проекту Монферрана. Исаакиевский собор строился на болотистом месте, впрочем, как и весь Санкт-Петербург, и такое массивное сооружение должно было оказывать равномерное давление на почву. Монферран пришел к выводу, что при строительстве необходим сплошной фундамент. Тогда архитектор совместно с инженером Бетанкуром разработал особую конструкцию. Это было новое слово в строительной практике того времени. Такой фундамент позволил прочно связать старые и новые части между собой. На устройство основания потребовалось более пяти лет.

Работы по возведению Исаакиевского собора шли быстро. Колонны Исаакиевского собора и его портики должны были быть гранитными, поэтому одновременно с закладкой фундамента заготавливались гранитные монолиты. Готовили также мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора. Монферран предложил установить колонны портиков до возведения стен. Для каждого из четырех портиков были изготовлены отдельные леса, наверху которых закреплялись блоки с перекинутыми через них канатами. Первая колона была установлена 20 марта 1828 года за сорок пять минут, с помощью шестнадцати кабестанов. В ознаменование этого события под колонну была положена платиновая медаль с профильным изображением Александра I. Остальные пятнадцать колонн северного портика были установлены в течение последующих трех месяцев. После чего начались работы по кладке стен. Возведение стен до уровня колонн портиков завершилось в 1836 г.

Большие сложности предстояли с возведением перекрытий. За время строения собора Монферран сумел создать собственную конструкцию, которая отличалась от традиционной, но была основана на самых передовых достижений строительной техники того времени. Традиционные кирпичные своды архитектор предложил поменять на полносборные чугунные фермы, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, которые поддерживали кровлю. Такая конструкция была относительно легкой, что исключило боковой распор и уменьшило нагрузку на несущие колонны и стены.

Храму придавалось большое значение. Когда предложили создать в Петербурге торговую портовую гавань для большегрузных судов, столь нужную для нарождающейся российской промышленности, царь проект отклонил — деньги нужны были для завершения Исаакиевского собора.

Кафедральный собор в Санкт–Петербурге

Возведение основания барабана купола завершилось к концу 1837 года, и можно было приступать к установке верхней колоннады. Требовалось поднять на значительную высоту двадцать четыре колонны каждая, из которых, весила шестьдесят четыре тонны. Подъем и установка одной колонны занимали два часа и требовали участия примерно трехсот человек. Первая колонна была поставлена на место в начале ноября 1837 года.

После того, как собор был построен, требовалась самая тщательная отделка интерьера. Для этого использовалась скульптура, живопись, мозаика, витражи, позолота. Значительная роль отведена в нем рельефам. Скульптуры должны были согласовываться с архитектурой собора, что было сложной задачей для авторов. На западном фасаде здания можно увидеть рельеф «Встреча императора Феодосия с Исаакием Далматским» на Южном — «Поклонение волхвов». Особый интерес представляет один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 квадратных метра.

Накануне освящения была опубликована «Церемония освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 года». В этом указе предусматривалось поочередное проведение обряда освящения трех соборных приделов: главный алтарь — 30 мая, приделы — 1 и 8 июня. Из Александро-Невской лавры в Казанский собор были доставлены святые мощи и поставлены на главный престол, где в самый день освящения была совершена ранняя литургия до начала крестного хода. В этот же день в 6 часов вечера после звона в большой колокол с обычным трезвоном, в Исаакиевском соборе перед главным престолом преосвященный митрополит Григорий с четырьмя архимандритами, двумя протоиереями и местными иереями совершили всенощное бдение по церковному уставу. Церемония освящения храма началась в 9 часов утра 30 мая и завершилась около 4 часов пополудни. Исаакиевский собор был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви и оставался таким до 1922 года.

Со времени своего освящения этот храм стал центром общегородских празднеств. В его стенах проводились торжественные богослужения в честь святых, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии.

С декабря 1896 года при храме начало действовать Исаакиевское православное братство, занимавшееся религиозно-нравственными беседами, благотворительностью, помощью неимущим, общественными столовыми для бедных и школами.

Приезжавшие в Северную столицу иностранцы считали необходимым побывать в Исаакиевском соборе. Тем более, что в этом соборе хранились самые драгоценные святыни: крест с Животворящим Древом Господним, нерукотворный образ Спасителя, тихвинская икона Богоматери, Корсунская икона Божьей Матери и т. д.

Кафедральный собор в Санкт–Петербурге

При создании храма использовалось много технических и инженерных новшеств того времени. Например, был использован оригинальный проект закладки фундамента, механизмы перевозки мраморных монолитов и подъема колонн, был установлен первый цельнометаллический купол. Наряду с выдающимся архитектором О. Монферраном, который является архитектором Исаакиевского собора и автором большинства идей его внутреннего и внешнего убранства, над созданием Исаакиевского собора трудились многие знаменитости: инженер Бетанкур, скульпторы И. П. Витали, Ф. Ж. Лемере, П. К. Клодт, А. В. Логановский и другие; художники В. П. Васин, Ф. А. Рисс, Т. А. Марков, К. Штейбен, Н. М. Алексеев, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов и многие другие известные мастера.

Все богослужения велись в сопровождении хора, который имел право петь только в Исаакиевском соборе. Хор насчитывал 50 человек: 20 взрослых и 30 детей, в том числе 12 басов, 12 теноров, 12 альтов и 14 дискантов. Хор Исаакиевского собора считался лучшим во всей России.

Самое тяжелое время для храма началось с 1922 года. Ленин писал: «Без беспощадного изъятия никакое хозяйственное средство, никакая государственная работа, никакое отстаивание своей позиции в Генуе совершенно немыслимо. Далее процесс против Шуйских мятежников должен закончиться расстрелом очень большого числа реакционной буржуазии и духовенства». В результате последовали: разграбление храмов, тысячи жертв, уничтожение российских святынь и культурных ценностей. Из Исаакиевского собора было вынесено около 3 пудов золота, 140 пудов серебра и около 800 драгоценных камней. Церковь была объявлена контрреволюционной, и две трети действующих православных храмов власти передали так называемым «обновленцам». В его стенах в 1931 году был открыт антирелигиозный музей.

В годы Великой Отечественной войны собор стал главным хранилищем художественных ценностей пригородных музеев и дворцов. Его защищали ленинградцы, а он защищал за своими массивными стенами бесценные сокровища. Храм чудесным образом не пострадал во время Второй мировой войны: за годы блокады в собор не было ни одного прямого попадания, хотя на колоннах Исаакиевского собора по сей день можно видеть следы от осколков разорвавшихся снарядов.

Долгое время после войны Исаакиевский собор оставался не действующим. Богослужения, после долгой реставрации самого собора, начали снова проводиться только с 1990 года.

Особенности строения и внутреннего интерьера Кафедрального собора в Санкт–Петербурге

Исаакиевский собор — крупнейшее сооружение позднего русского классицизма. Его размеры грандиозны, только высота составляет 101,5 метра. Собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы, уступая только собору св. Петра в Риме и будучи почти равным по величине собору св. Павла в Лондоне.

Собор выглядит очень богато: в ансамбле использованы полированный камень, позолота, мозаика и витражи, много в соборе скульптур и живописи. Барельефы изготавливались из гипса, а крупная скульптура, капители и орнаменты — из бронзы. На позолоту купола и фонаря без креста, в то время, ушло 24 пуда и 7 фунтов золота.

На углах фронтонов (на 30-метровой высоте) находятся скульптурные группы апостолов и евангелистов. Над фигурами трудился Витали, а его работу контролировал сам Монферран, а также комиссия и Синод.

Попасть в собор можно через три двери, каждая створка из которых весит десять тонн. Открываются двери благодаря специальному механизму, вмонтированному в стены.

Внутри Исаакиевский собор имеет вид креста. На внутреннюю отделку позолотой ушло 13 пудов золота. Пол выполнен из разноцветного мрамора с рамками из порфира. Солея и три ступени, которые ведут к алтарю, сделаны из красного порфира, это очень редкий и дорогой камень. В соборе три алтаря. В фонаре купола изображался святой дух в виде голубя из бронзы и серебра.

Исаакиевский собор имеет главный колокол и еще 11 менее величественных колоколов. Подняться на самую высокую площадку Исаакиевского собора можно после того, как пройдешь 300 ступеней. С колоннады открывается величественный вид на город Петра. Неудивительно, что именно это место облюбовали туристы со всего мира.