Культурное многообразие Персии

Степные долины Иранского плоскогорья, расположенные между земледельческими районами Междуречья и Индии, обеспечивали благоприятные условия для развития пастбищного скотоводства. Древние персы, населявшие эти районы, имели свои традиции в хозяйстве и искусстве, присущие кочевому образу жизни. У них были легкие передвижные и разборные жилища, колесный транспорт, предметы быта. Персы не строили храмов. Они были огнепоклонниками (приверженцами религии зороастризм) и обожествляли свет, которому строили жертвенники и алтари огня. Царские гробницы прямоугольной формы обычно возводились на природе, вдали от городов.

Древний город Чога-Занбиль (Иран) – священный центр королевства Элам, основанный в середине XIII в. до н.э., и расположенный на юго-западе современного Ирана недалеко от Суз. Город строился в качестве столицы, которая называлась Унташ-Галом. Здесь хорошо сохранился массивный зиккурат (древняя ступенчатая башня), окруженный храмами и культовыми постройками, тремя дворцами и крепостными стенами. Изначально зиккурат состоял из пяти ярусов, из которых сохранилось только три, их общая высота составляет более 25 м. Вероятно, город был захвачен и разрушен последним царем Ассирии. Лишь в 1935 г. развалины древнего города были случайно обнаружены на аэроснимках, сделанных нефтяной компанией.

Древний город Чога-Занбиль

Древний город Техте-Солейман (Иран) расположен на северо-западе страны и является святыней зороастризма. Название города в переводе означает «Трон Соломона». Среди развалин, дошедших до наших дней, сохранилось главное святилище зороастрийцев – храм, частично перестроенный в монгольский период (XIII в.). Среди развалин дворцов VI-VII вв. обнаружено множество монет византийского периода (V в.).

Древний город Техте-Солейман

Памятник имеет важное символическое значение. Проект храма, дворца и всего ансамбля в целом оказал большое влияние на развитие исламской архитектуры. Культовая архитектура в древнем Иране была второстепенной по значению. Святилища огня не были связаны с дворцовыми постройками и возводились отдельно в виде алтаря, перекрытого куполом с отверстием; в центре поддерживали жертвенный огонь. Иногда алтари строились в местах выхода на поверхность земли нефти и газов.

Захват в середине VI в. до н.э. областей с высоким уровнем цивилизации (Междуречье и Восточное Средиземноморье) приблизил персов к достижениям оседлой культуры. Древний город Пасаргады (Иран) – первоначальная столица персидской династии Ахеменидов, основанная в середине VI в. до н.э. Ее дворцы, сады и мавзолей основателя города Кира II Великого являются выдающимися творениями начального этапа развития искусства и архитектуры династии Ахеменидов. Империя Ахеменидов простиралась от Восточного Средиземноморья и Египта до реки Инд. Она была первым в мире государством, где уважалось культурное своеобразие разных народов. Сегодня на месте некогда величественного города сохранились руины дворца Кира II, каменная платформа «трона Соломона», башни и сырцовые стены цитадели – святилища огня, храм и гробница Кира II, развалины дворцов, отделанных черными и белыми камнями.

город Пасаргады

С 520 г. до н.э. начинается строительство укрепленной резиденции персидского царя Дария I Великого, получившей название Персеполь (Иран). Для строительства столицы была избрана труднодоступная терраса, защищенная горами с северо-запада. С юга и запада терраса была укреплена высокой глинобитной стеной. В скалах над Персеполем устраивались усыпальницы царей. Часто местные жители называют город другим именем – Тахт-е Джамшид («трон Джамшида»). Он был окружен мощной системой стен и башен, проходивших по гребню горы. В IV в. до н.э. Персеполь был захвачен и разрушен войсками Александра Македонского. Сохранившиеся в руинах здания были возведены Дарием и его преемниками. Здесь можно увидеть: знаменитые Ворота Ксеркса («Ворота всех народов»), которые охраняли гигантские каменные быки, Зимний дворец Дария – Тахара, Трипилон («парадный зал»), Тронный зал Ксеркса, Царскую сокровищницу, гробницы в скалах и др. В Древней Персии был создан тип многоколонных широких залов. Царские приемные залы с кажущимися бесконечными рядами колонн, назывались ападанами. В них ежегодно устраивались церемонии подношения дани царю.

Персеполь

Археологический объект Бисотун (Иран) представляет собой скалу в 100 км к западу от Хамадана, где сохранились барельеф и клинописная надпись на трех языках (древнеперсидском, эламском и вавилонском), высеченная по приказу персидского царя Дария I на рубеже VI-V вв. до н.э. Дешифровка клинописи персидского текста дала ключ к пониманию других подобных надписей Древнего Востока. Около 1200 строк текста представляют собой официальную версию событий, случившихся в персидской державе Ахеменидов после смерти Кира II в конце VI в. до н.э. В частности, текст сообщает о воцарении Дария I и о его походе в Среднюю Азию. Барельеф изображает Дария, который держит лук – символ власти.

Археологический объект Бисотун

Город-крепость Бам (Иран) расположен в пустынной местности на южной оконечности Иранского плато. Ранее город Бам был крупным торговым центром на знаменитом Шелковом пути, который проходил из Китая и Индокитая через Центральную Азию и Иран. Город был основан во время правления персидской династии Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.). Наивысший расцвет города пришелся на VII-XI вв. Практически все дома города были сложены из необожженной глины вперемежку с пальмовыми листьями. Для архитектуры иранского жилого дома характерны лоджии, замкнутые внутренние дворы с проточными водоемами. Планировка дома максимально учитывает возможности естественной вентиляции и затенения. Своеобразны «ветровые башни», улавливающие малейшее движение воздуха. Они возвышаются почти над каждым домом, особенно в южных районах Ирана. Жизнь в оазисе поддерживалась благодаря подземным оросительным каналам («канатам»), которые являются старейшими в Иране. Цитадель Арк-э-Бам – пример укрепленного средневекового города, построенного с использованием глинобитных материалов – «чинех». Крепость простояла 15 веков, но была разрушена в результате землетрясения 2003 г., унесшего жизни свыше 26 тыс. горожан.

Город-крепость Бам

В IV в. до н.э. обширное Персидское царство становится частью империи Александра Македонского. После смерти Александра Македонского империя была разделена между его полководцами, а затем в Передней Азии создается Парфянское царство. Парфяне считали себя наследниками греческой цивилизации на Востоке, однако местная культура и архитектура опирались, в первую очередь, на местные традиции. В парфянском зодчестве особое значение приобретает айван – широкая лоджия, перекрытая аркой.

В середине VII в. Иран был завоеван Арабским халифатом, а в IX в. освободился от захватчиков. Однако привнесенный в Иран ислам привел к появлению здесь замечательных образцов мусульманской архитектуры. В местной строительной технике развиваются приемы возведения куполов и сводов. Мавзолей Ольджейту-Ходабенде в городе Солтание (Иран) был построен в начале XIV в. В это время город был столицей династии Ильханов, основанной монголами. Мавзолей представляет собой восьмиугольное кубическое здание высотой 50 м, увенчанное куполом, обильно покрытым бирюзовыми изразцами. Построенный из кирпича купол считается крупнейшей в мире постройкой такого рода. Одновременно он является самым ранним в Иране примером двухслойного купола.

 Мавзолей Ольджейту-Ходабенде

Строение окружают восемь стройных изящных минаретов и две галереи. Фасады покрыты сплошным ковром керамики. Украшения интерьера мавзолея поражают своим орнаментом. Иногда это сооружение рассматривают как «предвосхищение Тадж-Махала».

В XVI в. центром иранского города становится площадь – майдан, на которую выходят наиболее значительные сооружения: дворец хана, соборная мечеть, базар. К майдану подводились арыки, здесь сажали деревья. В XVII в. столицей Ирана становится Исфахан. Этот город расположен у восточных склонов хребта Загрос к югу от Тегерана. Согласно преданиям, город существовал на этом месте еще в III в. до н.э. В XI в.

Исфахан был столицей империи Сельджуков, а в XVII – начале XVIII вв. – столицей всей страны. В начале XVII в. в Исфахане создается грандиозный ансамбль площади Мейдан-Имам, окруженной зеленью, общественными и культовыми сооружениями. Площадь Мейдан-Имам (Имама Хомейни) украшают монументальные здания, также она известна своими мечетями, величественным дворцом Кайсария и дворцом Тимуридов (XV в.). Огромную площадь прямоугольной формы обрамляют с четырех сторон двухэтажные арки. Вход расположен с северной стороны. В западной части площади находится Дворец Али-Капи (начало XVII в.). В южной части площади, сверкая башнями, стоит Королевская мечеть Масджид-е Имам. В соборной мечети Исфахана двор украшается традиционными иранскими айванами.

Исфахан