Мусульманская Аравия

К началу VII в. в среде кочевых арабов (бедуинов) ускоряется распад родового строя, ведутся войны между племенами. Усиленное формирование городов в оазисах на торговых путях было связано с повышенным спросом европейских рынков на товары экзотического Востока. В крупнейших из них – Мекке и Медине – развивается ремесло и торговля. Здесь ежегодно проводились ярмарки, на время которых прекращались все междоусобные войны племен.

Объединение арабов в халифат в VII в., а затем образование независимых мусульманских государств способствовало необычайному расцвету культуры Востока и росту городов. Населенные купцами и ремесленниками, они застраиваются жилыми кварталами, крытыми рынками, караван-сараями. Если из средневековых городов Европы постепенно вытеснялась растительность, то в Аравии включение зелени и воды в жилую застройку издавна было традиционным средством защиты от жары. Лицо городов Аравии определялось главным образом культовыми сооружениями. Религиозный центр всего мусульманского мира – Большая мечеть в Мекке – представляет грандиозный, окруженный галереями двор с кубическим зданием святилища Кааба, где находится священный черный камень (метеорит).

Большая мечеть в Мекке

Мечеть – «место, где простираются перед богом» – имеет простую планировку, поскольку ислам не предусматривает специальных культовых церемоний. Обязательным элементом мечети является обширный двор, где в определенные часы совершаются молитвы. При мечетях ставятся минареты, откуда верующих призывают на молитву. Часто в культовые комплексы входят мавзолеи, медресе – высшие богословские школы, аудитории и кельи учащихся.

Кочевые традиции возведения праздничных легких шатров на тонких стойках отразились на использовании тонких опор, создающих эффект простора в колонных залах мечетей. Особое изящество мусульманской архитектуре придают стрельчатые, переплетающиеся и многоярусные арки. Но они же выполняли важную конструктивную роль, создавая упругость сооружений для противодействия землетрясениям. Запрет ислама изображать живые существа ориентировал художников и скульпторов на разработку разнообразных растительных и абстрактно-декоративных мотивов в обработке архитектурных поверхностей.

Древний город Хатра (Ирак) – бывшая столица первого арабского халифата. Укрепленный высокими толстыми стенами с башнями, этот парфянский город располагался в северном Ираке недалеко от Эль-Хадр. Его расцвет пришелся на I-II вв. Здесь обнаружены остатки башен, каменных и сырцовых стен с 4 воротами, части дворцово-храмового ансамбля. Архитектура сочетала древнегреческие, римские и декоративные восточные элементы.

Древний город Хатра

Археологические памятники Самарры (Ирак) находятся в 125 км севернее Багдада. Древний город протянулся вдоль восточного берега реки Тигр на несколько десятков километров. Самарра был главным городом исламского мира, пока в конце IX в. столица халифата не была перенесена обратно в Багдад. В IX в. в Самарре была построена самая большая в исламском мире Великая Мечеть Аскария, которая знаменита также своим спиральным минаретом. Сохранились руины 42 дворцов, несколько соборных мечетей, мавзолей трех халифов и остатки города восьмиугольной формы.

Археологические памятники Самарры (Ирак)

Город Сана (Йемен) расположен на горном плато на высоте 2,2 км в глубине страны. История города насчитывает более 2500 лет. Многоэтажные дома, построенные из утрамбованной земли, придают городу особый колорит. Старый город находится к западу от горы Нукум. Парадным входом в него служат Йеменские ворота Баб-эль-Йаман. Город окружает толстая глинобитная стена с круглыми сторожевыми башнями и семью воротами с тяжелыми створами из красного дерева. Сказочно нарядные дома имеют плоские крыши, огороженные зубчатыми парапетами, где располагаются павильоны для приема гостей. В мечети Аль-Махди (VII в.) есть библиотека, хранящая древние рукописи и книги на арабском языке.

Город Сана

Исторический город Забид (Йемен) был столицей страны с XIII по XV вв. и играл важную роль в арабско-мусульманском мире. Основание города датируется IX в. Забид считался центром исламского обучения, был известен своими учеными и мудрецами, которые подарили миру алгебру. Здесь трудились искусные зодчие, художники. В стенах знаменитого Исламского университета кипела студенческая жизнь. О великом прошлом города свидетельствуют многочисленные фрагменты мозаики, росписи, остатки орнаментов на уцелевших домах местных жителей. В этом городе уникально все – гражданские здания, планировка города, оборонительные сооружения.

Исторический город Забид

Крепость Бахла (Оман), находящаяся в 35 км к западу от Низвы, окружена защитной 12-километровой стеной. Здесь, в оазисе среди голых пустынных гор, отделяющих Оманский залив Аравийского моря от пустыни Руб-эль-Хали, в период с XII по XV вв. проживало племя Бану-Небхан. С тех пор остались руины крепости, воздвигнутой представителями этой древней цивилизации. Форт, включавший стену с башнями высотой до 50 м, сложенными из сырцового кирпича и камня. Город Бахла всегда был полон различными сказаниями о колдунах и магах. В центре старого рынка города есть дерево, прикованное цепями к земле. На нем, по преданиям, живут джины. Город также знаменит своим прославленным гончарным искусством.

Крепость Бахла