Мусульманская Турция
С середины XI в. Византийская империя утрачивает свои территории в Малой Азии, где на политическую арену выдвигаются сначала турки-сельджуки, а затем – Османский султанат.
Большая мечеть в городе Дивриги (Турция) была построена в начале XIII в. эмиром Ахмед-Шахом вблизи города Сивас – столицы сельджукской империи, созданной в XI в. При мечети была открыта больница. Большая мечеть в Дивриги, украшенная двумя куполами, – шедевр сельджукского архитектурного искусства. Скульптурное богатство орнамента сосредоточено вокруг входной арки причудливой формы. Стилизованные растительные формы, геометрические вариации орнаментов, соответствующие случаю надписи – весь этот дозволенный исламской культурой диапазон демонстрирует настоящее буйство фантазии сельджукских резчиков по камню.
К ранним образцам османского зодчества принадлежит мечеть Йешиль-Джами в Бурсе (первая половина XV в.). Во второй половине XV в. в Стамбуле (Турция) на руинах римского города был сооружен дворец Топкапы. Вплоть до постройки дворца Долмабахче он был главной резиденцией правителей страны, а после – всего лишь местом жительства жен низложенных падишахов или их вдов. В течение веков дворец строился, реконструировался, и его постройки демонстрируют сложное смешение стилей разных эпох. Тем не менее, дворцовый комплекс сохранил атмосферу истории Оттоманской империи: богатые парадные ворота, фонтан, внутренние дворы, сад с экзотическими птицами и животными, башня, служившая тюрьмой, и др.
Во второй половине XVI в. талантливым архитектором греком Ходжой Синаном были построены мечети Сулеймание и Шехзаде в Стамбуле, а также мечеть Селеймие в городе Эдирне, все заимствуют образ храма Святой Софии. Таким образом, конструктивные достижения византийской архитектуры нашли свое отражение во внешнем облике многих мусульманских культовых объектов, часто копирующих облик главных мечетей Стамбула.
В начале XVII в. молодой султан Ахмед решил построить мечеть прямо напротив собора Святой Софии. В результате была возведена грандиозная мечеть Султана Ахмеда (Султанахмед) – новый символ Стамбула. Диаметр главного купола мечети более 23 м, его поддерживают четыре полукупола, под ними – еще четыре купола. Мечеть окружают по сторонам не четыре, как обычно, а шесть минаретов: два дополнительных минарета стоят во внешних углах внутреннего двора. В здании 260 окон, а стены внутри украшены 200 тыс. голубых и синих изразцовых плиток, поэтому мечеть часто называют Голубой.
В список ЮНЕСКО включена вся историческая часть Стамбула, включая и роскошные султанские дворцы, и крупнейшие мечети, и византийские храмы, и ипподром Константина, и подземные водохранилища. Своеобразны также и жилые кварталы турецких городов. Выступающий второй этаж и деревянные решетки окон, черепичные крыши придают специфический облик турецкому дому. Кроме обилия мечетей, медресе и мавзолеев, характерные сооружения турецких городов – торговые здания, караван-сараи, бани.
Город Сафранболу (Турция), известный еще с III в. до н.э., сохранил в удивительной целостности свой архитектурный облик эпохи Османской империи. Сафранболу (название связано с шафраном – специей, которую здесь выращивают) являлся одним из перевалочных пунктов великого Шелкового пути с Востока на Запад. В атмосферу типичного османского города XVIII-XIX вв. позволяют окунуться Старые бани, Старая мечеть, медресе Сулейман-Паши, караван-сарай, фонтаны и множество традиционных для турецкой культуры частных домов. Именно тогда богатые жители строили дома конак, которые вмещали большую семью. Одним концом врезанные в скалу, эти дома на два-три этажа выступали наружу. Число их богато украшенных резьбой фасадов иногда доходило до пяти.