«Низменные земли» в средние века

После распада в IX в. Франкской империи начинается период создания мелких феодальных государств (графств и герцогств), – ставших основой будущих провинций Бельгии и Нидерландов: Голландии, Брабанта, Утрехта, Гельдерланда и др. К этому периоду относится строительство в городе Турне (Бельгия) кафедрального собора Нотр-Дам («Пресвятой Богоматери» – покровительницы города). С XII в. собор строился в романском стиле, по образцу соборов Амьена (Франция) и Кёльна (Германия), а достроен был уже в XIV в. в готическом стиле. Сейчас в соборе хранится несколько картин известных фламандских художников, в т.ч. Рубенса.

В XIV в. многие города будущих Нидерландов и Бельгии вошли в Ганзейский союз. С этого времени начинается расцвет города Брюгге (Бельгия, Западная Фландрия) – одной из торговых и культурных столиц Европы, «Северной Венеции», сохранившей большую часть средневековой застройки. «Золотой век» этого ганзейского города, основанного в IX в. викингами, продолжался до XVI вв., пока действовал канал, соединявший Брюгге с Северным морем. Город называют «Северной Венецией» – здесь много каналов и более 50 мостов. Богатые ганзейские купцы не только строили в Брюгге дома, но и поощряли художников – именно здесь сформировалась знаменитая фламандская школа живописи. К числу памятников архитектуры Брюгге относятся: 120-метровая башня собора Богоматери XIII-XIV вв. – вторая по высоте в Бельгии, 83-метровая башня Белфорт на торговой площади, суконные ряды XV в. и госпиталь Святого Яна – одни из самых старых в Европе. Самая старая ратуша во Фландрии (XIV в.) украшена 48 статуями фландрских графов и библейских персонажей.

В конце XV – первой половине XVI вв. территория всех трех современных стран Бенилюкса находилась под властью Испании. Во дворцах испанской знати проявлялись формы, характерные для эпохи Возрождения. Однако ведущими типами сооружений были не дворцы и храмы, а ратуши, производственные здания, биржи, склады, рынки, жилые дома, что свидетельствовало о быстром развитии капиталистических отношений. В домах, принадлежавших местной буржуазии, архитектура Возрождения получила национальную окраску.

Крупнейший памятник середины XVI в. – ратуша в городе Антверпен (Бельгия), развернутая боковым фасадом в сторону площади. Архитектурный комплекс Плантен-Моретюс в Антверпене, созданный в конце XVI в., является одновременно памятником деятельности европейского издательского дома эпохи Возрождения, барокко и классицизма. В здании музея-типографии собрана целая коллекция старинного печатного оборудования. Здесь хранятся два самых старых печатных пресса в мире, огромная библиотека с изданием Библии на пяти языках и множество произведений искусства, среди которых – картины Рубенса.

ратуша в городе Антверпен

Площадь Ла-Гран-Плас в Брюсселе (Бельгия) – одна из самых красивых в Европе. Этот гармоничный и своеобразный ансамбль формировался с XV по конец XVII вв. Здание городской ратуши середины XV в. увенчано 96-метровой «кружевной» башней, на вершине которой поставлен золоченый флюгер с покровителем Брюсселя – архангелом Михаилом. Такой же ажурный Дом Короля располагается на месте бывших хлебных рядов. Тут находился суд, тюрьма, но ни один король здесь не жил – теперь в здании музей истории города. Остальные здания площади – дома гильдий (пекарей, пивоваров, мясников, лодочников и т.д.), на фасаде каждого расположена соответствующая фигурка.

Площадь Ла-Гран-Плас в Брюсселе

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены более 50 колоколен Франции и Бельгии, построенных в XII-XVII вв. в романском, готическом и барочном стилях. Из них 32 колокольни находится на территории Бельгии. Построенная в конце XII в. 72-метровая башня в Турне является старейшей во всей Северной Европе. А колокольня в Монсе высотой 87 м – единственная в Бельгии, построенная в стиле ренессанса и барокко (конец XVII в.). Колокольни в средние века являлись символами гражданских свобод. Ранее над городами возвышались церковные колокольни и башни замка как знаки власти церкви и феодалов. И только свободные города могли возвести свою собственную колокольню.

Фламандские Бегинажи (Бельгия) – обнесенные стеной городские архитектурные комплексы, где жили «бегини» (женщины, посвятившие себя богу, но не ушедшие в монастырь, а оставшиеся в миру). Первоначально бегинями были вдовы крестоносцев, которым покровительствовали местные влиятельные лица. Эти женщины занимались общественной деятельностью – ухаживали за сиротами, больными и престарелыми, плели кружева на продажу. Бегинажи состояли из жилых домов и церквей, садов и площадей, со своей планировкой и особым ритмом жизни. Раньше такие общины были почти во всех городах Бельгии, сейчас они сохранились лишь в нескольких городах: Брюгге, Антверпене, Левене, Тонгерене и др. Старейший бегинаж, основанный в XIII в., находится в городе Лир и включает 62 домика с огородами, а в центре – церковь Святой Маргариты XVIII в.

Фламандские Бегинажи

Буржуазная национально-освободительная революция во второй половине XVI в. привела к разделу испанских провинций Нидерландов на северную часть, объявившую о независимости (Голландия, или современные Нидерланды), и южную часть, сохранившую зависимость от Испании (ныне Бельгия и Люксембург). В будущей Бельгии, оставшейся под гнетом испанского католицизма, преимущественное развитие получил стиль барокко. В Голландии повсеместно распространился стиль готика, служивший символом независимости городов и национальной свободы. С завоеванием в XVII в. Голландией могущества на мировом рынке архитектура Возрождения сменилась голландским классицизмом. Нижние этажи зданий выполнялись как служебные цоколи, противостоящие наводнениям, а два верхних этажа украшались ордерными системами. Жилые дома, выходящие на улицу узкими фасадами, украшались белокаменными резными деталями и завершались острыми шипцами-мансардами или имели живописные барочные фронтоны.

Амстердам (Нидерланды, Северная Голландия) – относительно молодой город страны, городские права он получил только в начале XIV в. Амстердам возводился на сваях из-за неустойчивости грунта, за что его называли единственным городом в мире, где «люди живут на вершинах деревьев». Город расположен ниже уровня моря во время приливов. В фойе городской ратуши имеется стеклянная колонна, где уровень воды меняется в такт приливам и отливам в Северном море. В момент прилива посетитель как бы оказывается по шею в воде. Амстердам часто называют «Северной Венецией» благодаря обилию в нем каналов и мостов. Так называемый полулунный план застройки города был разработан в конце XVI в. и к середине XVII в. Амстердам получил современные очертания.

Амстердам

Дома в центре Амстердама почти вплотную примыкают к каналам, оставляя мало места для проезда транспорта. На первый взгляд дома, построенные в средние века, похожи друг на друга. В действительности же, они абсолютно индивидуальны по внешнему облику. Сочетание средневековой застройки с каналами, на которых часто можно увидеть воонботы – «жилые квартиры на воде», и мостами всевозможных форм и размеров – все это создает неповторимый колорит, особый «дух» Амстердама. Амстердам с его каналов выглядит как «сказочный мир». Есть в городе и большие площади. Самая известная из них – Дам, рядом с королевским дворцом, который был построен на 13 659 сваях. В Амстердаме более 50 музеев, в т.ч. Королевский музей, Национальный музей Ван Гога и др.

В список объектов культурного наследия ЮНЕСКО включены старинные кварталы и укрепления города Люксембург (Великое Герцогство Люксембург). Люксембург – удивительно красивый и своеобразный город. Он рассечен на две части небольшой речкой Альзет, которая образует глубокую долину, создавая гористый облик города. Борта долины соединяют мосты Адольфа и Великой Герцогини Шарлотты, нависающие над 85-метровой бездной. В центре Верхнего города расположен дворец герцогов Нассауских, соединенный со старой ратушей и зданием парламента. Дворец Великого Герцога с грациозными башенками и фасадом в мавританском стиле охраняет гвардеец, безучастный к окружающей его суете. Недалеко от дворца находятся кафедральный собор Нотр-Дам и одна из древнейших крепостей Европы, с глубокими казематами длиной 23 километра, где раньше хранили порох и ядра, а теперь – бочки с вином. Со смотровой площадки Верхнего города, называемой «Карниз Европы», открывается прекрасная панорама Нижнего города – лабиринта средневековых кривых улочек, в центре которого находится старый рынок. Почти все дома, дворцы и башни города сделаны из одного материала – желтоватого известняка. Извилистые и мощеные булыжником улочки старого города часто ведут в тупики или заканчиваются крутыми спусками в ущелье.

старинные кварталы и укрепления города Люксембург