Образ Крыма с древнейших времен до наших дней

Каждая территория — будь это большой регион или небольшая местность — имеет свой образ, свое лицо, неповторимые черты, которые возникают в сознании уже при одном только их названии. Образ места — это и нечто объективное, и в то же время субъективное. Какой же он, образ Крыма? Очень разный. Но есть что-то общее во всех представлениях о полуострове — удивление и восторг, возвышенные чувства от прикосновения к его истории, древности, красоте и целительной силе природы, ощущение его «похожести» на многие уголки нашей планеты и доступности.

«волшебный край, очей отрада…»

Но не только одни эмоции вызывает представление о Крыме. Он всегда давал творческую энергию людям самых разных профессий — художникам, поэтам, врачам, инженерам, космонавтам, ученым и даже политикам и военным. На его примере можно убедиться в неразрывной связи любой творческой деятельности и художественного восприятия окружающего мира.

Современный образ Крыма — не просто зеркальное отражение реальной действительности: недоразвитая экономика, социальная неустроенность, политическая нестабильность, нарушенная природная среда. Это и непременно опыт прошлых событий и поколений. И чем полнее и глубже наши знания о Крыме, тем ярче рисуется его облик, оптимистичнее воспринимается его судьба, будущее, а следовательно, и наша жизнь во всех ее проявлениях.

Краткая история Крыма

Краткая история Крыма

Первые упоминания о Крыме можно найти еще в работах античных авторов. В своих отрывочных описаниях они подчеркивали прежде всего то. что их поражало и отличало Крым от привычного мира Центрального Средиземноморья, — отдаленность, суровость, кочевой образ жизни народов: «неведомые земли», «потусторонний мир», «варварское» кочевое население степей Причерноморья, пиратские занятия горных жителей — тавров…

О свирепых листригонах, населяющих морскую гавань (в описании которой многие усматривают портрет Балаклавской бухты), сообщает в «Одиссее» Гомер (VIII—VII вв. до н. э.). Там же он повествует о печальной области киммериан, покрытой влажным туманом и мглой облаков, где царствует вечная ночь.

Древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.) пишет о том, что «живут тавры разбоем и войной», о восьмимесячной непрерывной зиме, снеге, замерзающем Боспоре Киммерийском (Керченском проливе), по которому скифы переходят с одного берега на другой, как по земле.

Древнегреческий философ и исследователь природы Теофраст (IV—III вв. до н. э.) описывает климат Пантикалея (современной Керчи), где зимой вымерзают растения, а с неба падают снежные чешуйки.

Фрагментарные, очень бедные сведения о полуострове окутывались мифами и легендами, в них смешивались вымысел и реальность.

Особенно интересны древнегреческие мифы. Древние греки считали, что дочь ахейского царя — Ифигения — была жрицей в храме Девы в Таврике. Мифы о легендарных обитателях севера гипербореях, ежегодно посылавших дары Апполону Гиперборейскому на остров Делос, по мнению ученых, повествуют о реальном торговом пути, по которому возили товары из Скифии.

В древнегреческих мифах немало внимания уделено Тавриде и омывающему ее морю — Понту Эвксинскому. «Вообще люди тех времен представляли себе Понтийское море как бы другим океаном, и отплывших туда воображает уехавшими столь же далеко, как и выплывших на большое расстояние за Геракловы столбы», — писал древнегреческий географ и историк Страбон (I в. до н. э.).

Древние греки в глубь гор не проникали, их сообщения о жизни тавров были весьма скудны.

Греческого географа Стефана Византийского (V—VI вв.) поразило, что «Таврика — большой и весьма замечательный остров, имеющий много народов…». Об их занятиях земледелием говорится так: «…там Озирис, запрягши быков, вспахал землю, и от этой-то пары быков получил имя народ».

Так создавался очень разный, порой противоречивый образ территории Крымского полуострова в древности.

В средние века население Крыма становится оседлым, растет его численность, расширяются контакты с сопредельными территориями. Крым того времени — это очаг напряженности: полуостров превратился в отправную точку набегов на страны Восточной ЕвропыМолдавию, Польшу, Литву, Россию. Войны приобретают хронический характер, неоднократно происходят повальные выселения людей на чужбину, и край предстает запустевшим, заброшенным, сухим, безводным, обезлюдевшим…

Совсем иным увидели Крым польский дипломат и писатель Мартин Броневский (XVI в.), турецкий путешественник Эвлия Челеби (XVIII в.) и другие путешественники, называвшие его: цветущим садом, где дворцы утопают в зелени, всюду журчат фонтаны, растут смоковницы (инжир), гранаты, маслины, виноград, города украшены мечетями с минаретами, караван-сараями и банями, бойко ведется торговля в портовых городах…

Долго еще Крым оставался загадкой, «terra incognita», скупыми были сведения о ею природе. Ее «открытие», изучение и описание начались в конце XVIII в. Первую полную книгу о природе Крыма написал один из исследователей Тавриды Кард Иванович Гиблиц. При посещении Крыма учеными-натуралистами, даже на фоне упадка экономики края, их поражало разнообразие природных богатств крошечной территории.

Академик В. Ф. Зуев назвал полуостров «малой землицей… изобильно всем… от самой натуры снабженной».

П. С. Паллас сравнивал его с книгой, в которой естествоиспытатель «весьма много найдет того, что может послужить к изъяснению состава нашего земного шара».

Швейцарский археолог и ученый Дюбуа де (Чоппере, видевший архитектурные ансамбли всех стран Европы, так выразил свои впечатления после посещения Крыма: «Нельзя себе представить руин более прекрасных, величественных и вместе с тем меланхолических, нежели руины Судакской крепости».

В конце XIX — начале XX в. началось всестороннее изучение полуострова геологами, географами, почвоведами, ботаниками, зоологами и другими специалистами. Он превращается в полигон для разнообразных исследований и научных открытий.

Можно гордиться, что с Крымом тесно связаны имена выдающихся ученых: геохимика, минералога, создателя учения о биосфере и ноосфере (сфере разума) В. И. Вернадского, почвоведов В. В. Докучаева, Н. Н. Клепинина, географа и геолога В. А. Обручева, гидрогеолога Н. А. Головкинского, географа и лесовода Г. Ф. Морозова, гидробиолога С. А. Зернова, ботаников Е. В. Вульфа, Г. И. Танфильева, инженера, историка и археолога А. Л. Бертье-Делагарда, основателя Карадагской научной станции Т. И. Вяземского, врача-климатолога В. И. Дмитриева, геофизика В. В. Шулейкина, биолога И. И. Пузапова и многих других. Здесь проходила деятельность известного просветителя, общественного и культурного деятеля Исмаила Гаспринского.

В Крым устремляются художники, писатели, артисты, поэты.

Растет интеллектуальный потенциал полуострова, и это придает образу Крыма особенно ценные черты.

Гимном полуострову можно назвать книгу писателя Е. В. Маркова «Очерки Крыма» (1902): «Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его…» «Люди станут же когда-нибудь образованнее и разумнее. Они поймут всю несравнимую прелесть, всю поэзию отдыха в виноградном саду, в волне моря, под сенью гор. Они поймут необходимость этого отдыха от тягостей жизни, с каждым днем беспощаднее придавливающих человека. Все счастливое, овладевшее каким-нибудь достатком, кинется на Южный берег, как на дачу, как на станцию здоровья».

«Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите же уходить в Крым, кто может, кому еще время…» XX век — новая эпоха, иные ценности. И снова, пытаясь создать портрет полуострова, сталкиваемся с его удивительной многоликостью.

Как в калейдоскопе, сменяются картины Крыма:

  • военного (гражданская война и ее кульминация в 1920 г.. Великая Отечественная война, оборона Севастополя, бои за Керчь, героические десанты, города в руинах, базы военно-морских сил, полигоны…);
  • трудового (подъем сельского хозяйства, Северо-Крымский канал, мелиорация, строительство крупнейших танкеров, судов на подводных крыльях, гигантских плавучих кранов…);
  • рекреационного (создание системы курортов не только превратило Крым в здравницу для миллионов трудящихся, но и сделало его известным во всем мире центром туризма);
  • интеллектуального (большое количество научно-исследовательских учреждений, институтов, музеев, проведение многочисленных съездов, встреч, конференций…).

Вероятно, из-за всею того, что во все времена так влекло людей в Крым, он и стал яблоком раздора в политических спорах последних лет. Заметно снизился его рейтинг как курортной зоны, снова обостряются социальные конфликты, и тускнеет привычный образ.

Но будем надеяться, что это временно, «все проходит…». Крым слишком интересен своей судьбой, богат опытом, ресурсами, чтобы не возродиться снова.

Удивительно метко историко-культурные, географические и геополитические особенности Крыма и его роль в судьбах страны выражены в таком сравнении (А. П. Цветков, 1993):

  • это «маленькая Россия» в Украине, имеющая важное значение в ее отношениях с «большой Россией»;
  • это Восток в миниатюре, помогающий понять азиатские проблемы;
  • это «маленький Запад», имеющий давние связи со Средиземноморьем, выход в Южную Европу и обладающий потенциально большой притягательной силой для «большого Запада».

Каждый, кто живет в Крыму, может и должен чувствовать себя причастным к его удивительной судьбе. Но для этого нужны глубокие, прочные знания.