Общественное устройство кабардинцев

Первоначальное общественное устройство кабардинцев носило аристократический характер и вплоть до начала ХХ века отражалось на отношении всех низших сословий ко всем высшим, выражалось в почтительности и повиновении.

Среди кабардинцев насчитывалось 11 сословий. Во главе народа стояли пши — князья. За ними следовали вуорки, или уздени, трех степеней и уздени-пшехао (княжьи отроки, конвойные князя). Уздени первой степени хотя и подчинялись князьям, но считались владетельными наравне с ними. Уздени 2-й и 3-й степени могли иметь свои деревни и своих крестьян, но вместе с ними причислялись к владению одного из узденей 1-й степени; обыкновенно они редко имели крестьян, были отличные наездники, и хищничество служило для них единственным средством к пропитанию.

Зависимых сословий было четыре: азатами (вольноотпущенники), оги (крестьяне, отбывавшие барщину), логунапыты (дворовые) и унауты, или унаутки (бесправные, жившие безотлучно при владельце и не имевшие даже права обзаводиться постоянной семьей). Большая Кабарда состояла под властью четырех, Малая Кабарда — двух княжеских фамилий. После смерти князя, подвластный ему народ разделялся на части, и каждая часть со своими аулами избирала себе князя из детей умершего.

Общественное устройство кабардинцев

С раздроблением княжеских родов и под влиянием мусульманства, власть князей подверглась ограничениям. Первоначально в делах правления принимал участие народ в лице выборных представителей, а затем и духовенство. В XIX в. общественные дела кабардинцами ведались валием и мехкеме. Звание валия принадлежало старшему по летам князю, который, с помощью наиболее именитого лица из благородных сословий (тлакотлешь), управлял внешними и внутренними делами Кабарды. Мехкеме (собрание), составленное из дворянства и почетных вуорков, с участием валия, чинило суд и расправу, а также согласьем своим узаконивало постановления валия относительно введения новых и отмены старых обычаев.

Прежнему общественному устройству кабардинцев (поколебленному после погромов 1804 и 1822 гг.) положен был конец освобождением зависимых сословий в 1866 г. При этом лицам высших сословий отведено было в частную собственность от 100 до 1810 десятин каждому (а всего 91501 десятин), с сохранением за ними права общинного пользования землей в аульных дачах. В надел аульных обществ отведено 323907 десятин, пользование которыми установилось по типу казачьей земельной общины. Наконец, в общем пользовании кабардинцев и пяти соседних обществ горских татар находились обширные запасные земли, состоящие из нагорных пастбищ и лесов бывшего казенного Мало-Эшкаконского участка и пастбищных земель, расположенных по pекам Золке и Этоке.

Владение этими землями было возвращено горскому населению Кабарды в 1864 г. и закреплено за ним законом 21 мая 1889 г., «до тех пор, пока означенное население будет вести себя, как приличествует верноподданным». Доходы с этих запасных земель, которые обеспечивали широкое развитие скотоводства в Кабарде, поступали в общественный капитал кабардинского народа. Все эти земли были распределены для пользования между 10 группами селений, а за каждую десятину уплачивался особый сбор в 10 копеек.