Общественный строй, обычаи ингушей

Воровство скота и грабеж проезжих по дорогам составляет племенную профессию ингушей, вследствие чего к ним-то, главным образом, и применяются особые правила, установленные для Терской области в 1879 г., в силу которых туземные селения, к которым приведет след украденного из русских селений скота или другого имущества, обязаны удовлетворить потерпевшего в тех случаях, когда преступник ускользает от правосудия.

Ежегодно сельские общества ингушей за доведенные до их селений следы украденного скота платят от 4500 до 5000 руб. В своем общественном строе и обычаях ингуши не отличаются от других чеченцев. Нормы их обычного права в последнее время подверглись изменениям, проведенным на особых сходах, собиравшихся в Назарани в 1879, 1887 и 1890 г. из депутатов всех селений ингушей. Депутаты эти регламентировали свадебные обычаи с целью сделать брак более доступным и, таким образом, ограничить тайный увоз девиц, предпринимаемый в видах уклонения от платежа калыма и порождающий кровавые столкновения, а затем определили известные наказания за убийство, поранения и другие проявления кровавой мести, которая санкционировалась обычаем.

У ингушей еще в конце ХIХ — начале ХХ вв. сохранялись пережитки родового быта: большая семья, патронимия (родственные общины), левират (обычай выдавать вдову за младшего брата умершего) и др. Браки между родственниками запрещались до 8-го и даже 12-го колена. Сословное деление отсутствовало. Долго сохранялось патриархальное рабство (лаи, ясыри). Однако рабов было немного.

Общественный строй, обычаи ингушей