Парфенон

С точки зрения геометрии — Парфенон это уникальнейшее здание. Если в один конец ступени положить предмет в 10-15 см. высотой, то с противоположной стороны этот предмет будет невидим. Это явление говорит о том, что в кажущихся на первый взгляд плоских конструкциях имеется кривизна. Также отсутствует строгая параллель в колоннах Парфенона Афин – они все немного наклонены во внутрь. На высоте нескольких километров оси колон сходятся в одной точке. Современные сейсмологи утверждают, что такая конструкция придает зданию большую устойчивость во время землетрясения. Также колонны Парфенона в Афинах различны по размеру, то есть угловые колонны в отличие от остальных более объемны. На них приходиться больше света, который зрительно делает их меньше. Архитектор, проектирующий храм, был превосходным мастером перспективы. Он смог точно рассчитать пропорции сооружения таким образом, чтобы они были приятны взору человека, смотрящего на храм снизу.

За историю своего существования Афинский Парфенон был и храмом христиан. Турецкая армия в 1687 г. использовала его как пороховой склад. Во время осады города венецианцами произошел взрыв, который серьезно повредил это ценный памятник архитектуры. Частичная его реставрация была проведена в XIX столетии.

Парфенон

Парфенон (Афины) был выстроен в период между 447 и 432 годами до нашей эры Для того чтобы его украсить, было создано три набора скульптур: фронтоны, фризы и метопы. Фризы и метопы были частью храмового сооружения, интересно то, что в период возведения Парфенона в Афинах они не были заложены в камни и уже после завершения строительства их установили на высоте стен храма.

Метопы были сделаны в форме отдельно стоящих фигур и имели заметный рельеф. Общее количество метопов составляло 92 штуки, по 14 из них располагалось на фронтонах и по 32 на длинных сторонах. Между метопами была простая декорация — триглиаф, которая разделяла их. Они были размещены над открытым рядом колонн по периметру здания и на них можно было лицезреть исторические битвы, о которых рассказывалось в греческих мифах: западная сторона – события Амазономахии, восточная – воспевание храбрости Олимпийцев, ведущих бои с Гигантами, южная — битва греков с Кентаврами, северная – сцены Троянской войны.

Длинный 160-метровый фриз архитекторы расположили поверх внутреннего ряда колонн, поэтому публика не могла его рассмотреть так же хорошо, как метопы внешнего ряда колонн. Эта композиция с небольшим выступающим рельефом изображала процессию Панафинейского фестиваля, идущую к Храму.

На внешних концах храма Парфенона в Афинах в промежутке между колоннадой и крышей образовалось огромное треугольное пространство, в которое поместили фронтонные статуи. Их создавали с таким расчетом, чтобы вся выделенная для них непрямоугольная площадь была занята равномерно, поэтому статуи, расположенные в центре, были прилично крупными.

На эти фронтонные скульптурные группы очень большое негативное влияние оказало время и различные события, произошедшие на этом месте, поэтому все наши знания о них, получены из сведений, оставленых путешественником и греческим писателем Павсанием, работавшим в этом месте примерно в 150 г. до нашей эры Согласно этим сведениям, скульптуры на восточном фронтоне несли на себе изображения рождения Афины из головы ее отца Зевса, а на западном фронтоне сцены битвы Посейдона и Афины за землю греческой Аттики.

Парфенон Афины