Португальская архитектура в стилях мануэлино и барокко

Связанный с мореходством и колонизацией новых земель, расцвет Португалии длился с конца XIV в. до начала XVI в. В этот период в стране становится господствующим декоративный стиль «мануэлино» (по имени португальского короля Мануэля I). Главной темой декора мануэлино является морская флора и фауна – водоросли, кораллы, раковины, а также предметы корабельной оснастки – канаты, якоря. В тонкой кружевной резьбе чувствуется влияние арабского искусства.

Наиболее замечательными памятниками мануэлино являются Монастырь иеронимитов (Жиронимуш) и Вифлеемская башня в Белене близ Лиссабона (начло XVI в.). Стоящий при входе в лиссабонскую гавань монастырь создан по приказу короля Мануэля I как памятник триумфальному возвращению Васко да Гама, проложившего новый морской путь в Индию (здесь же находится саркофаг с его прахом). Беленская башня поставлена в воде в самом узком месте лимана и имеет квадратную форму. Башня служила сторожевым постом и оборонительным сооружением, охранявшим вход в порт Лиссабона. В ней находилась таможня и тюрьма для тех, кто не платил таможенные сборы.

Монастырь иеронимитов (Жиронимуш)

Стиль мануэлино присутствует в оформлении Монастыря Христа в городе Томар – самого большого монастырского ансамбля страны, возводившегося с XII по XVII вв. Здесь находилась главная резиденция ордена Тамплиеров. Великими магистрами ордена были также и португальские короли Генрих Мореплаватель и Мануэль I. Основные стили, в которых построен монастырь, – готика и ренессанс.

Монастыря Христа в городе Томар

Санта-Мария да Виториядоминиканский монастырь в городе Баталья, сооруженный в благодарность Деве Марии за победу Португалии над кастильцами в XIV в. Величественное сооружение включает в себя позднеготическую церковь начала XVI в., а также пристроенную к ней капеллу Основателя и Королевский Пантеон. Здесь господствует стиль ренессанс, который перемешивается с элементами самобытного стиля мануэлино.

Санта-Мария да Витория

Монастырь Санта-Мария де Алькобаса – величественное средневековое строение в местечке Алькобаса, в центре Португалии. Аббатство было основано в XII в. к северу от Лиссабона, и проживали здесь цистерцианские монахи дворянского происхождения. Монастырская церковь была построена в готическом стиле, однако в XVII-XVIII вв. монастырский ансамбль был перестроен в стиле барокко. В огромной трапезной монастыря, вмещавшей тысячу человек, можно было сварить 1000 литров супа. Ранее в обители была библиотека с драгоценными манускриптами, но в 1811 г. ее разграбили и сожгли солдаты Наполеона.

Монастырь Санта-Мария де Алькобаса

Стиль мануэлино нашел отражение во внешнем облике многих португальских городов. Средневековое зодчество Португалии имеет еще одну особенность, отличающую его от архитектуры других европейских стран. Жилые дома и многие церкви строились с крышами, угловые свесы которых приподняты, как у восточных пагод, что напоминает о связях Португалии с Японией в XVI в.

XVIII в. стал второй эпохой расцвета португальской архитектуры, теперь уже в стиле барокко. В 1755 г. страшное землетрясение, наводнение и пятидневный пожар разрушили Лиссабон. Новый город был спланирован по прямоугольной сетке, расширен центр, создана новая главная площадь. В том же веке достигает своих вершин садово-парковое искусство, располагающее богатым опытом европейского барокко, хорошим знанием японских садов и мавританских парков юга Пиренейского полуострова.

Город Порту, расположенный на крутых склонах холмов вблизи устья реки Дору, еще в древнеримское время служил в качестве порта. В городе представлена архитектура самых разных стилей: романский Кафедральный собор, церковь Санта-Клара в стиле мануэлино, барочная башня Тори-душ-Клеригуш (76 м, 225 ступеней), неоклассическое здание Фондовой биржи, гигантский железный арочный мост Дона Луиса I (XIX в.). На берегу реки Дору протянулся район города Рибейра, известный своими извилистыми улочками, ведущими к причалам с гондолами, гружеными бочками с портвейном.

Порту

Город Гимарайнш был основан в IX в. в 50 км к северу от Порту и стал национальным символом независимости. Именно здесь в XII в. состоялась битва, в результате которой португальское графство отделилось от королевства Леон (ныне на севере Испании). В том же веке здесь удалось отстоять независимость в битве с маврами. В Гимарайнше сохранились тесные улицы средневекового города и многочисленные памятники XIII-XVIII вв.: старая крепость с семью башнями на Святом холме, готический монастырь, ратуша в стиле мануэлино, барочный дворец и др.

Гимарайнш

Город Эвора – крупнейший в провинции Алентежу на юге страны. Его исторические корни уходят во времена римлян и мавров, наследием которых являются остатки прекрасного римского храма Дианы и несколько мавританских дворцов. Своего расцвета Эвора достигла в XV в., когда служила в качестве королевской резиденции. Архитектура города отличается разнообразием стилей: романский, готика, ренессанс, мануэлино, барокко, рококо. Центр города – это лабиринт улиц со старинными зданиями и маленькими двориками (их около четырех тысяч), арками и белоснежными домами с неповторимыми чугунными балконами. В капелле Мощей Собора Се внутренние стены выложены из нескольких тысяч черепов.

Эвора

Город Ангра-ду-Эроишму расположен на крупнейшем из девяти островов Азорского архипелага – Терсейра. Город с конца XV по XIX вв. служил в качестве обязательного пункта остановки судов, пересекающих Атлантику. Именно на Азорах останавливался Христофор Колумб, когда возвращался из Америки. Остров Терсейра очаровывает своими старыми фортами (XVI-XVII вв.), многочисленными церквями и дворцами в стиле барокко (XVII-XVIII вв.).

Ангра-ду-Эроишму

Разнообразие стилей, но с неизменным португальским колоритом, характеризует комплекс королевских дворцов культурного ландшафта Синтры, расположенной в гористой местности недалеко от мыса Рока – самой западной точки Европы. Сначала Синтра была мавританским городком, и здесь в VIII в. арабами был построена крепость, руины которой сохранились и поныне. Особый колорит изысканным дворцам и замкам здесь придают конусообразные дымоходы королевской кухни. Национальный дворец Каштелу-душ-Моруш (VIII-IX вв.) украшен деревянной резьбой и арабской керамической плиткой. Архитектура расположенного на скале дворца Паласио-да-Пена (XIX в.) сочетает мавританские, готические и мануэлинские мотивы. В XIX в. Синтра стала первым центром европейской культуры романтизма.

культурного ландшафта Синтры

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены еще два культурных ландшафта Португалии: винодельческий район Алту-Дору в верховьях реки Дору на севере страны (родину «портвейна») и винодельческий ландшафт острова Пику – второго по величине в Азорском архипелаге, известного также благодаря вулкану Пику высотой 2351 м с эффектными лавовыми нагромождениями.

винодельческий район Алту-Дору