Разграбление Парфенона в Афинах

В 1771 г. Томас Брюс, будучи в пятилетнем возрасте, стал 7м графом Элджином. Когда в 1795 г. он женился, то пообещал своей супруге жене в виде подарка на свадьбу построить новый особняк. В этот период в моде была архитектура в античном стиле, поэтому Элджин, стремившийся «ко всему греческому» и с целью воплощения своей мечты построить дом на зависть всего английского дворянство, нанял архитектора Томаса Гаррисона, который изучал романскую и греческую архитектуру. Томас Гаррисон сделал проект нового дома, Брум-Холла, который должен был быть построен в классическом стиле. В 1799 г. Элджин стал, которого назначили послом Англии у Османам, в Константинополь, стал еще ближе к своей цели. К тому времени турки уже на протяжении нескольких столетий владели землей греков, захватив в 1458 г. Афины.

Изначально у Элджина не было намерений забирать скульптуры Парфенона Афин, однако находясь на должности посла Великобритании, у него появились все возможности, чтобы сделать запрос османским властям на получение разрешения на вывоз культурных ценностей для украшения ими Брум-Холла. В результате того, что турки не ценили древнее наследие греков и рассматривали Грецию лишь, как завоеванную ими территорию, разрешение Элджину было выдано довольно быстро. Турки больше дорожили расположением посла влиятельной державы, чем древними статуями Афин.

Лорд Элджин

Фирман (разрешительный документ), полученный от правительства Турции, был довольно размытого содержания. В графе, где указано количество ценностей, разрешенных к вывозу, использована такая формулировка, что на русский язык она переводится и как «любое число» и как «некоторое количество». Выяснить, что же все-таки имели ввиду турецкие власти, сейчас уже не предоставляется возможным, но лорд Элджин решил, что вывезти ему можно все.

Лордом Элджином была собрана команда, состоящая из формовщиков, архитекторов и художников. На протяжении нескольких лет в соответствии с разрешением турецкого коменданта города художники делали рисунки с оригиналов, однако им было запрещено снимать слепки с Парфенона, а также строить вокруг него леса с целью скрупулезного исследования скульптур.

В 1801 г. лорду Элджину турецким султаном было выдано другое разрешение, которое позволяло ему осуществлять сбор любых надписей и скульптур, только если от этого не пострадает целостность стен сооружения. С этого момента началось разграбление. Со стен снимались скульптуры, которые вывозили на пушечных лафетах британские моряки. 26 декабря 1801 года в Грецию прибыл корабль «Mentor», на котором незамедлительно были вывезены все собранные ценности, так как Элджин опасался, что французы могут воспрепятствовать его разорительной деятельности.

В течение 1806 года с пьедестала была снята одна из кариатид, демонтирована часть фриза и фронтона Парфенона Афин, угол Эрехтейона, сотни древних фраз и множество надписей на камне. В последующие годы в грабеже приняли участие и другие чиновники, деятельность которых уже не ограничивалась Акрополем, они расширили свои границы, захватив территорию Афин и значительную часть Греции. Последняя партия собранных Элджином исторических реликвий была погружена на военный корабль «Hyndra» в 1810 г.
В 1817 г. спустя семь лет 2др. боевых судна «Satellite» и «Tagus» были нагружены вазами, древними изделиями из меди и надгробными плитами. Конец этой вакханалии был положен лишь спустя четыре года, когда в Греции началась Война за независимость.

Первые ящики, набитые предметами старины, прибыли в Великобританию в январе 1814 года и ожидали своего господина 2 года, пока лорд Элджин отбывал срок во французской тюрьме. За это время из-за несоответствующих условий хранения мрамору был нанесен непоправимый вред. На протяжении нескольких лет ящики стояли на земле в грязном сыром сарае в Парк-Лэйн, доме Элджина в Лондоне, пока их господин старался найти покупателей, древние ценности страдали от влажного климата, свойственного земле Туманного Альбиона.

Парфенон Афины

Элджином была предпринята попытка продать свою коллекцию правительству Великобритании, однако цена была неимоверно высока. Шли годы, а мода на греческую архитектуру продолжала оставаться. Частные и общественные строения, церкви все также строились в классическом античном стиле.
В 1816 г. коллекция все же была куплена правительством Великобритании, и ее полностью перевезли из Бурлингтон-Хаус в музей Британии, в котором специально для этих целей сэр Джозеф Дювин построил галерею. Однако недавно выяснилось, что в Бурлингтон-Хаус осталось еще немало мраморных изваяний, украденных в Греции.

Наступил декабрь 1940 г., когда миссис Кейр — председатель тогдашнего Парламента и глава Лейбористской партии Великобритании, поинтересовалась у премьер-министра тех лет Уинстона Черчилля о том, будут ли возвращены Греции фрагменты мраморного фриза, с целью признания ее заслуг в борьбе против фашистской Германии и самопожертвования народа Греции. Ответ на данный вопрос был отрицательный, даже, несмотря на то, что на тот момент центральная английская газета «Таймс» опубликовала большое количество открытых писем, с поддержкой возвращения похищенного.

В 1938-1939 годах прошлого века на протяжении почти 15 месяцев работники музея без официального разрешения руководства проводили очистку парфенонского мрамора. Чистку проводили медными инструментами, которыми стирали подкрашенную медом платину, нанесенную на мрамор и ошибочно принятую за грязь. Газета «Таймс» опубликовала заявление, в котором говорилось о том, что желание лорда Дювина переместить мрамор в отстроенную для этого галерею, является хорошим вариантом для столь ценного исторического памятника очиститься от неприглядного вида и сделать более попсовым внешний вид, при помощи избавления от искаженных от времени цветов.

Позже Британским музеем было выявлено, что в результате несанкционированного усердия, направленного на очищение цвета парфенонских скульптур, которые должны были переместить в новую галерею лорда Дювина, заметно разрушились некоторые части композиции. Двум официальным лицам были предъявлены дисциплинарные взыскания.

История со скандалом заново всплыла в 1983 г., когда все тот же Британский музей выдвинул обвинения во вредоносном ускорении процесса разрушения мраморной композиции вследствие нанесения на скульптуру кариатиды специальной защитной пленки. Проблема элджинского мрамора уже на протяжении многих лет порождает споры, о том кто же является правым. Одни обвиняют лорда Элджина, британского дипломата из Шотландии, в том, что он совершил самую настоящую кражу, когда при помощи различных уловок вошел в доверие к османским властям и вывез из Греции фрагменты бесценной композиции из мрамора, являющейся частью исторического памятника наследения всего человечества. Другие же, имея на то основания, заявляют, что благодаря лорду перевезенные из Греции в Англию памятники культуры были спасены от разрушения и утраты. Причем все стороны по-своему правы.

Конечно, не хочется усугублять и без того довольно сложную ситуацию, однако все же правильным будет сказать, что собрание в Афинах Парфенона должно быть возвращено обратно на родину, в Афины. Эта коллекция является частью Храма и должна быть вместе с ним. Она является частью всемирной истории цивилизации человечества, которая принадлежит не британцам, а грекам. Позиция Великобритании в данном вопросе непонятна многим странам и даже большинству англичан, однако правительство продолжает настаивать на своем. На протяжении 200 лет, которые прошли с тех событий, британцы отрицаю свою вину, и не желают восстановить справедливость. Великобритания обязана вернуть Греции часть их истории, часть прекрасного и удивительного Парфенона Афин.

5 сентября 2006 года в Акропольском музее на свое законное место вернулся фрагмент северного фриза Парфенона Афин, который установил греческий министр культуры Георгоис Вулгаракис. Эту часть мраморной композиции Греция получила 4 сентября 2006 года из немецкого университета Хейдельберга. Музеем античности Хейдельбергского университета во владение Греции был передан осколок парфенонской композиции размером всего 8х12 см. После двухвекового отсутствия эта частичка монумента, возраст которой больше двух тысячелетий, вновь заняла свое место. Благодаря этому символическому жесту доброй воли, у греков появилась надежда на то, что долгий и безуспешный спор с Великобританией за право обладания парфенонским мрамором все же закончится в их пользу, ведь для него в Новом Акропольском музее оставили место.

По сей день наиболее известным местом хранения парфенонского мрамора остается Британский музей в Лондоне. «Элджинский мрамор» в начале XIX века был снят с храма Парфенон. Также фрагменты храма, которые датированы V веком до нашей эры и сняты с кульминационного древнегреческого памятника архитектуры, посвященного богине мудрости Афине, хранятся в Ватикане, Лувре и в музеях в Вюрцбурге, Мюнхене, Копенгагене, Вене и Палермо.

«Фрагмент Хейдельберга» является частью фриза Парфенона в Афинах, проходящего линией на севере и расположенного в нижнем углу правой части. Этот фриз изображает ступню одетого в хитон человека, который несет праздничные ветви под названием «таллофора», вместе с другими двумя фигурами в робах и сандалиях, играющих на гитарах и участвующих в религиозной Панафинейской процессии, полностью изображенной на всей 160-м. мраморной композиции. Этот осколок, скорее всего, попал в Германию благодаря какому-то путешественнику, который в 1871 г. взял его в качестве сувенира. Частью фриза Парфенона он был признан археологом Германом Хафнером лишь в 1948 г.