Шапсуги

История шапсугов

Шапсуги – народ группы адыгов, проживающий в основном на территории Краснодарского края. Шапсуги — потомки сильного черкесского племени, жившего по обоим склонам Главного Кавказского хребта, между реками Адагумом и Супсой, а на южной — между реками Пшадой и Шахе.

В первой половине XVIII века шапсуги приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их. Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю шапсугов и сожгли их мечети. Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось. У шапсугов не было князей, народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества — псухо и общины — хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество.

Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество.

Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом. Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над шапсугами решительную победу на берегах Бзиюкозауо. Долго после того еще продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество шапсугов и бзедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.

Шапсуги достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля — 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, еще 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго. Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие — к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию: они предпочли последнее. В результате от довольно многочисленного народа осталось около 2 тысяч человек. В 1924 был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское.

История шапсугов

Культура шапсугов

Традиционная культура юкагиров обладает адыгскими чертами. Основным занятием народа всегда было земледелие. Юкагиры сеяли просо, пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс, с конца XVIII века распространилась кукуруза. Значительное время уделялось садоводству и виноградарству.

Как обычно земледелию сопутствовало скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Также было распространено пчеловодство. Традиционная пища — мамалыга из кукурузной муки, молочных продукты.

В общественно-семейном быту до сих пор сохраняются семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы могут продолжаться несколько дней, причём гуляют обычно всем селением.

По вероисповеданию – мусульмане-сунниты. Говорят юкагиры на диалекте адыгейского языка. Народный фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.

Культура шапсугов


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту: