Сословное разделение грузин

Сословное деление грузин, было следующее. Высшее сословие, по всей вероятности, явилось у грузин тогда, когда еще не было царей и страна управлялась мамасахлисами (домоначальниками). Роды младших братьев последних, получая удел, составили фамилии тавадов (тави — голова), или князей; из них-то вначале и развилось грузинское княжеское сословие, многие представители которого, пользуясь различными благоприятными условиями, правили своими уделами самовластно и мало повиновались царям.

Князья грузинские (тавады) в позднейшее время происходили и от царей грузинских, от владельческих княжеских родов других стран (Армения) или возводились в это достоинство царями грузинскими и шахами персидскими из дворян и других сословий. Для получения княжеского достоинства считалось необходимым иметь 2-3 крепости, несколько деревень и вообще состояние, которое давало бы возможность князю содержать себя согласно достоинству; иметь церковь или монастырь, для погребения членов семейства; иметь в зависимости нескольких дворян.

Цари грузинские выдавали обыкновенно своих дочерей за самых богатых князей, а царицы были дочерьми князей. Первые чины военные и гражданские были наследственны в родах князей. Князья только в редких случах делили свои имения; обыкновенно вся фамилия жила вместе, под главенством и в зависимости от старшего в роде. Азнауры, или дворяне грузинские, разделялись на азнауров царских, княжеских и церковных, смотря по тому, от кого они находились в прямой зависимости.

Сословное разделение грузин

Царские азнауры считались выше других и были жалуемы землями и поместьями от царей. Князья, правя иногда почти самовластно в своих уделах, давали часто своим приближенным звание азнауров (Карталиния), которые, таким образом, становились дворянами княжескими. Наконец, в зависимости от главы церкви на землях церковных сидели азнауры церковные. Сословие азнауров пользовалось большим значением в Грузии и считалось образованнее других. В военное время азнауры шли на войну вместе со своими князьями, а в мирное сопровождали последних на охоте, в путешествиях и т. п.

Купцов и мещан (мокалаки) у грузин вследствие нерасположения последних к торговым предприятиям почти не было, и в настоящее время большинство их — армяне. Ремесленники (амкары) делились и делятся в Грузии на множество цехов, во главе которых стоят уста-баши, выбираемые по большинству голосов. Все купцы и горожане имели право покупать крестьян и земли. Наконец, крестьяне разделялись на массахури (служитель), маджалобе (дворовый) и глехи, или кма (крестьянин); находясь в зависимости от князей, азнауров и церкви, они именовались крестьянами тавадскими, азнаурскими и церковными.

Власть тавадов и азнауров над крестьянами была неограничена; крестьянин, по законам Вахтанга, был вещью господина, но в большинстве случаев отношения помещиков к крестьянам имели патриархальный характер. Крестьяне имели право свободно распоряжаться своим движимым имуществом и покупать недвижимые имущества по актам, совершаемым в законном порядке. Кроме того, крестьяне в Грузии сохраняли право передвижения и, платя помещику установленные повинности, часто занимались ремеслами, жили в городах, покупали дома и т. п.

Всего хуже жилось крестьянам в имениях мелких помещиков. В имениях тавадов и азнауров, кроме принадлежавших им крестьян, жили еще и хизаны — свободные крестьяне на особом положении. Это были люди, почему-либо бросившие родину и искавшие убежища на землях помещиков. Хизаны селились на вечные времена и не могли быть удалены с занятой ими земли; помещики не имели права произвольно изменять повинностей, которые по раз установленному обычаю отбывались в их пользу хизанами.