Страна трех государств. Вечный город Рим

Италия, уверяют историки, начинается с Рима, а Рим — с легенды.

21 апреля 753 года до н. э. вскормленные волчицей Ромул и Рем заложили первые камни Вечного города — так называют Рим. Он расположен среди холмов Лацио на берегах Тибра.

Рим — город, не сравнимый ни с каким другим. Все пережитые им эпохи оставили в его архитектуре свои неповторимые черты. Сохранились не только памятники античности, но и целые архитектурные ансамбли той далекой поры; средневековые кварталы и церкви эпохи Возрождения, а также более поздних времен. Даже фонтаны в этом городе особенные.

Полплощади и весь фасад старого дворца Поли занят фонтаном Треви. Каскадами над полукружием бассейна течет вода, проведенная еще Агриппой — римским полководцем (63-12 вв. до н. э.) — для терм. У нее особенное имя: Девственная вода — Аква Вирго. Именно сюда полагается при отъезде бросить монетку, чтобы вернуться в Рим.

Рим

Пьяцца (площадь) Навона, одна из красивейших в городе, сохраняет форму и размеры цирка Домициана, названного в честь одного из императоров. Фонтан рек, фонтан тритона «Мавра», фонтан Нептуна с морскими чудовищами высятся над ней.

На площади Виктора-Эммануила II в старинной стене сооружен оригинальный памятник. На мраморной плите, охраняемой двумя чудовищами, выбиты непонятные знаки. Согласно легенде, тот, кто их расшифрует, получит простую формулу изготовления золота в неограниченном количестве. В прошлом не одна сотня алхимиков пыталась это сделать, но безуспешно.

Величественно царит над площадью и двумя рукавами бегущих мимо него многоэтажных улиц Пантеон. В нем находится могила Рафаэля. Пантеон — храм Юпитера Мстителя и всех богов — стоит здесь с тех пор, как его построил Марк Агриппа, зять и наперсник Августа, в честь победы при Акциуме над Антонием и Клеопатрой.

Античная архитектура в Риме повсюду. Это термы-бани на 3 тысячи мест; исполинский замок Святого Ангела над Тибром — мавзолей Адриана; зубчатая башня, напоминающая шахматную ладью, — гробница Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге; акведуки в полях Кампаньи — словно окаменевшие скелеты гигантов Юрской эпохи.

Колизей, что означает Колосс, представляет собой полуруины. Громоздящиеся друг над другом арки, повисшие в воздухе карнизы напоминают лунный кратер. Внизу круг арены иссечен гребнями стен. Видны черные дыры подземелий. Это оттуда выпускались звери, привезенные из Африки. Сотни людей выходили на арену убивать друг друга. Проходили битвы гладиаторов. Повернутые вниз большие пальцы рук сидящих на трибунах означали одно: «Добей упавшего». В особенные празднества в Колизее насыпали холмы, превращая их в пещеры, сажали деревья, создавая иллюзию «охоты» и «сражений». Сверху, над цирком, натягивались колоссальные полотнища — велариум.

Колизей вмещал более 80 тысяч зрителей. Через 150 дверей толпа могла в несколько минут заполнить все ярусы цирка.

Варвары, завоевавшие Рим, погрязшие в распутстве, хотели его разрушить. Но им не удалось уничтожить Колизей. С тех пор, видимо, и пошла поговорка: «Доколе стоит Колизей — стоит Рим».

Римляне рассказывают, что в древние времена отличить истину от лжи было очень просто. Под портиками старейшей римской церкви Санта-Мария-ин-Космедин до сих пор сохраняется как реликвия вделанный в стену большой мраморный круг с изображением тритона. Человека, в правдивости которого сомневались, заставляли класть руку в «пасть правды» и повторять свои показания. Если он лгал, то лишался руки. Многие до сих пор боятся просунуть руку в «пасть правды».