Тибет – мировой центр буддизма

Своеобразный характер культуры Тибета обусловлен континентальным горным климатом, труднодоступностью и суровыми религиозными законами. Жители Тибета занимались скотоводством, обрабатывали каменистые поля. На отгонных пастбищах скотоводы жили в палатках из ткани, сотканной из шерсти черных яков, которая хорошо аккумулирует солнечное тепло. Каменные жилища Тибета имели кубовидную форму и расширяющиеся книзу стены (из-за опасности землетрясений). Изначально культовые сооружения Тибета – чортены – имели вид простой кучи камней с мачтой, украшенной молитвенными лентами. В дальнейшем они стали многоярусными постройками, аналогичными индийским ступам. Иногда их окрашивали в один цвет (красный, зеленый, черный или белый в соответствии с символическими обозначениями стран света), или свою расцветку имел каждый ярус.

Оплоты религии – буддийские монастыри – возводились на отлогих склонах гор, привлекательных суровой красотой голых скал и снежных вершин. Часто зародышем монастыря оказывалась ритода – убежище монаха-отшельника, снискавшего популярность у верующих даром предвидения и умением творить «чудеса». Тибетские монастыри были целыми городами, в состав которых входили собственно храмы, здания резиденций духовных правителей Тибета, усыпальница, чортены, жилые и учебные корпуса. Природная изоляция Тибета не стала препятствием к его культурному общению. Буддийская религиозная культура, получившая необычайное развитие в монастырях Тибета, превратила его в центр мирового буддизма.

Столицей Тибета является город Лхаса. Исторический ансамбль дворца Потала в Лхасе (Китай) был заложен, согласно легенде, в VII в. туфаньским царем для своей будущей жены – танской принцессы. С середины XVII в. на горе Марпори начались работы по возведению Поталы –резиденции Далай-ламы, вобравшего в своей архитектуре весь строительный и художественный опыт предшествующего тибетского зодчества. В его строительстве принимали участие лучшие мастера из Тибета, Непала и Китая. Этот комплекс зданий ступенями вырастает из горы, у подножия которой раскинулся городок, состоящий из 1000 служебных построек и храмов. В белых домах на западе комплекса живут монахи и слуги. Тринадцатиэтажный дворец высотой 83 м поднимается над Лхасой почти на 150 м. К его центральной части, выкрашенной в красный цвет (Красный дворец), ведут три лестницы. В верхних этажах Красного дворца жил сам Далай-лама. Дворец Потала являлся главной резиденцией Далай-лам вплоть до 1959 г., пока в Тибет не вторглись китайские войска. Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала торжественным и одним из наиболее удивительных архитектурных сооружений мира. Это священное место тибетского буддизма, которое посещает множество паломников.

Гора Эмэйшань и статуя «Великий Будда» в городе Лэшань (Китай) находятся в провинции Сычуань, в 150 км к югу от города-миллионера Чэнду. Гора Эмэйшань является одной из четырех главных «буддийских гор» Китая. Монастыри здесь начали строить уже в I в., а к VI в. гора стала буддийской святыней. В период бурного расцвета буддизма здесь было построено более 170 храмов. В настоящее время сохранилось около 30 культовых буддийских сооружений. Чтобы подняться от подножия горы до ее главной вершины – Цзиньдин, нужно пройти более 60 км ступенек. Главная достопримечательность горы Эмэйшань – самое большое в мире скульптурное изображение Будды (около 71 м). Статуя была высечена в горе в VIII в. Китайцы называют ее Да Фо – «Великий Будда».

Гора Эмэйшань

Пещеры Магао (Китай) находятся в северо-западной части Китая, на Великом Шелковом Пути в провинции Ганьсу. На протяжении десяти столетий, с IV по XIV вв., на восточном подножье горы Миншашань было создано около 500 буддийских пещер-святилищ. Крупнейшая из пещер –Магао, которая дала название всему пещерному комплексу. Почти каждая пещера украшена скульптурами. В одной из пещер находится статуя Будды высотой около 36 м. Это крупнейшая в мире скульптура Будды, находящаяся внутри помещения. Всего в пещерах Магао обнаружено 200 скульптур. Фрески на стенах пещер являются иллюстрациями к буддийским легендам. Некоторые изображения так велики, что занимают целую стену. В одной из пещер Магао на протяжении столетий хранилось множество древних рукописей и свитков, содержащих произведения буддийской иконографии (VIII-X вв.), а также первые китайские книги.

Пещеры Магао