Верования и фольклор коми

Космогонические мифы коми отражают ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем. В мифах говорится об отделении неба от земли, сотворении земли, человека и животных братьями-демиургами Еном и Омолем.

Коми были христианизированы в XIV-XV вв., несмотря на это они сохранили традиционные религиозные воззрения, был распространен культ сил природы, пережитки почитания священных деревьев. Почиталось и верховное божество Ен, коми верили в леших, духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу. На христианские праздники в жертву приносился скот. Семейные и календарные обряды коми близки к северо-русским. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправка на промысловую охоту и др.

Многообразная духовная культура коми представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах. Фольклор включает в себя эпические сказания и легенды, сказки и песни, пословицы и поговорки, обрядовую поэзию. Крупнейшим является эпическое сказание о Пере-богатыре, защитнике народа коми, и о чуди, народе-предке, ушедшем под землю. Сохранился этногонический миф о происхождении коми от двух братьев, которые были изгнаны из благодатной земли коршуном, извергающим пламя, за то, что отказались приносить человеческие жертвы.

Первые попытки создания пермяцкой письменности были предприняты в конце ХIV в. христианскими миссионерами, они, однако, не получили бытового распространения. Первый коми-букварь появился в 1920 г., в 1938 г. в основу алфавита была положена русская графика.

Верования и фольклор коми