Верования русских

Кроме всемогущих богов славяне верили в различных духов, населяющих окружающий мир: леших, русалок, водяных, кикимор, домовых. Леший изначально считался покровителем охоты и не был враждебен человеку, только нужно было оставить ему первую пойманную на охоте дичь. Однако после принятия христианства леший превратился в злобное существо, так и норовящее завести доверчивого путника вглубь леса, если его вовремя не задобрить куском хлеба или пирога. Леший был полноправным хозяином леса, и если ему не принести жертву, то не видать ни добычи, ни грибов, ни ягод.

Русалки (мавки, навки, мертвушки) в изобилии населяли древнерусские реки и озера. Первоначально они были божествами влаги, которые орошали поля по утрам, и божествами плодородия, бегавшими по полям и дававшим хлебам жизненную силу. Их также считали хозяйками колодцев и ручьев. Позже от всех этих образов остался только образ мрачных девушек с рыбьими хвостами и длинными волосами, которые качаются в летние ночи на ветвях березы, живут в омутах и соблазняют мужчин на Троицкой неделе, щекочут их до смерти или уносят на дно. Русалок считали утопленницами.

Водяной воспринимался как хозяин водоемов, русалки беспрекословно ему подчинялись. После принятия христианства славяне стали верить, что водяными стали злые духи, которых Бог сбросил на землю, и они упали в воду. Водяные, по представлениям славян, жили в глубоких омутах во дворцах, построенных из камней и ракушек, и пасли на морском дне несметные стада рыб. Славяне представляли себе водяного в виде голого, толстого старика с глазами навыкате и рыбьим брюхом. Он мог по своему желанию превращаться в крупную рыбу, лошадь или даже ребенка. Чтобы задобрить водяного, ему жертвовали черного козла, гуся или петуха.

Верования русских

Даже у себя дома древние славяне находились в окружении различных духов. Главным среди них был домовой. Домовой выглядел как маленький седой старичок, поросший белой шерстью или просто напоминающий человека. В его образе славяне часто представляли духов своих предков, остающихся жить в своем доме и помогать своим потомкам. Но домовой мог и навредить. Чтобы задобрить старичка, хозяйка дома вечером оставляла около печки блюдце с молоком, если же домовой не находил привычного угощения или замечал, что хозяева ленятся, то мог напугать детей и кур, обрушить забор, разбить посуду. Славяне верили, что домовой живет за печкой или в старом лапте, в котором его перевозили с собой в новый дом.

Когда-то славяне вырезали из дерева фигурки домовых в образе бородатого мужика в шапке. Фигурки назывались «чурами» и символизировали духов умерших предков. С тех далеких времен до нас дошло выражение «Чур, меня!», которое означало призыв о помощи. В доме древних славян жили домовые, а в бане – банники. Эти существа изначально были злобными, и чтобы умилостивить их, в жертву приносили черную курицу, а после мытья оставляли в бане мыло, веники и воду.

Кикимора была очень вредным духом, обитавшим, по одним представлениям, в лесных болотах, а по другим – в курятнике или даже в доме. В зависимости от этого, славяне считали кикимору женой то водяного, то домового. Она виновница всех неприятностей, которые случаются в доме: бьет горшки, пугает детей и кур, крадет и бьет яйца, выдирает клоками шерсть животных. Защититься от кикиморы можно было, только громко бранясь или повесив в курятнике камешек с дыркой посередине.

Языческие верования не стерлись из памяти людей сразу же после принятия христианства. Еще долгие годы христианская церковь боролась с языческими идолами. Даже сегодня русские верят в некоторые приметы, дошедшие до нас из дохристианской Руси: стараются перейти на другую сторону дороги, если ее перебегает черная кошка, произносят «Чур, меня!», когда хотят от чего-то оградиться, стучат по дереву и плюют через плечо, чтобы не сглазить, хотя давно уже не помнят, что, на самом деле, все эти действия – наследие языческого прошлого.