Византийско-христианское Закавказье

Основные типы культовых зданий определяются в IV-VII вв., когда в Закавказье христианство становится господствующей религией. В этот период особенно сильным было влияние византийской архитектуры. Храмы имеют хорошо выраженную пирамидальную структуру, «граненые» стены и высокие барабаны, завершающиеся плоскими византийскими куполами. Небольшие размеры строений объяснялись постоянной угрозой землетрясений. Для устойчивости храмов к ним пристраивались приделы. На параллельное развитие армянской и грузинской архитектуры этого времени указывают схожие пространственные решения в возведенных в начале VII в. храме Джвари в Грузии и церкви Рипсимэ в Армении.

Город Эчмиадзин (Армения) находится на месте, где во II в. располагалась древняя столица Армении – Вагаршапат. В начале IV в., когда страна приняла христианство, здесь была построена базилика. Позднее был воздвигнут главный храм – один из древнейших христианских храмов в мире. Архитектурный комплекс Эчмиадзина обогащают церкви Рипсимэ и Гаянэ (VII в.) и церковь Шогакат (XVII в.). Эчмиадзин выступал в качестве центра армянской культуры, здесь была собрана богатейшая коллекция древних рукописей и миниатюр. Рядом с Эчмиадзином находятся руины Звартноца – древней резиденции католикоса армян. В VII в. здесь был возведен выдающийся памятник мировой архитектуры – кафедральный собор, повторявший форму раннехристианской купольной ротонды и имеющий богатый скульптурный орнамент.

Город Эчмиадзин

После арабского нашествия и освободительной борьбы в Грузии и Армении в IX-X вв. были образованы феодальные государства. Столицей Армении после освобождения от арабского господства становится город Ани, где были возведены стены, замки, построены царский дворец и величественный кафедральный собор. Армянские монастыри X-XIII вв. были центрами духовной культуры. Расположенные на небольших горных террасах, монастырские строения группировались в компактные живописные композиции. В постройках монастырей заметен возврат к опыту народного зодчества.

Монастыри Ахпат и Санаин (Армения), созданные в X-XIII вв., расположены всего в нескольких километрах один от другого и имеют много общего. Оба они были религиозными и гуманитарными центрами своего времени. Здесь занимались живописью и каллиграфией, преподавали различные науки. Декор зданий также похож: снаружи монолитные фасады, внутри – обилие резьбы, барельефов и скульптурных украшений. Специфика армянской культовой архитектуры сложилась в результате смешения местных традиций и привнесенной извне византийской культуры. В ансамбль монастыря Ахпат входят главный храм с уникальными фресками, церковь Ншана, библиотека и хранилище рукописей. Самый древний храм в монастыре Санаин – церковь Богоматери (середина X в.). С ней соединен галереей храм Всех Святых, рядом с которым возвышается трехъярусная колокольня XIII в.

Монастыри Ахпат и Санаин

Монастырь Гегард (Армения) расположен в верховьях реки Азат, в неприступном ущелье, что делает его настоящей крепостью. Первый монастырь был здесь основан еще в IV в., но был уничтожен противниками. Сохранившиеся до нашего времени памятники относятся в основном к XIII в. Соборная церковь Богоматери построена в начале XIII в. династией Захаридов. Особенно великолепна нарядная отделка ее притвора – внутренняя поверхность купола словно покрыта рядами сталактитов. В конце XIII в., уже при династии Хахбакянов, прямо в скалах были вырублены еще две церкви. В комплекс входят могилы усыпальницы Хахбакянов, также вырубленные в скалах. И церкви, и усыпальница богато украшены барельефами, в единое резное полотно сливаются фамильные гербы, орнаменты, звери, птицы и растения.

Монастырь Гегард

Феодальные города Закавказья имели укрепленные цитадели с дворцами правителей и знати, церковью, торговой площадью. При выборе места их расположения руководствовались, прежде всего, стратегическими соображениями. За пределами крепости из поселений бедноты сложился своеобразный тип террасного города. В Грузии строились крестовокупольные храмы, отражающие идеи укрепления централизованной власти. Их архитектура отличается динамичной устремленностью вверх, легким ажурным орнаментом арок; фасады богато орнаментированы, интерьеры украшены фресками.

Древний город Мцхета (Грузия) расположен в 21 км к северу от Тбилиси у слияния рек Куры и Арагвы. Город был основан во второй половине I в. до н.э. и до конца V в. был столицей восточно-грузинского государства Картли (Иберии). В средние века Мцхета оставалась ремесленным и религиозным центром, в ней размещалась резиденция католикоса – главы грузинской церкви. Главный храм Светицховели (XI в.) – место коронации грузинских католикосов. Здесь же захоронены многие грузинские цари. На правом берегу Куры сохранились развалины акрополя Армазцихе (I в. до н.э.). Недалеко обнаружены развалины дворца и бань (II-III вв.), а также остатки некрополя I в. На северной окраине города открыт Самтаврский могильник (около трех тысяч захоронений III-X вв.).

Древний город Мцхета

Высокие, стройные силуэты храмов, поставленных на крутых утесах, выразительно вписывались в окружающий ландшафт. Здания, сложенные из цветного туфа, никогда не штукатурились. Кафедральный собор Баграти (Грузия) расположен на холме в Кутаиси, в западной части Грузии. Собор Баграти был построен в XI в., когда Кутаиси был столицей Колхидского и Имеретинского царств, и назван в честь одного из первых королей Грузии – Баграта III. Баграти является символом единения грузинского народа. Именно здесь в начале XII в. прошла коронация Давида Строителя, который и объединил Грузию. Собор Баграти считается одним из лучших образцов поздней средневековой архитектуры.

Кафедральный собор Баграти

Монастырь Гелати (Грузия) был основан вблизи от Кутаиси в начале XII в. в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над сельджуками. Монастырский комплекс состоит из трех храмов, богато украшенных мозаикой и фресками. Главный собор Рождества Пресвятой Богоматери стоит в центре, на востоке – храм Спасителя Николая Чудотворца, на западе – самый маленький храм Святого Георгия Победоносца. В комплекс входит также каменная колокольня со святым источником и здание академии.

В архитектуре Армении и Грузии позднего средневековья намечается переход к более развитым композиционным решениям. В сооружения вводятся открытые галереи входов, открытые колокольные башни, увенчанные легкой каменной ротондой. Граненые барабаны куполов сменяются круглыми. Порталы украшаются ковровым узором рельефов. В грузинской архитектуре в отдельных случаях проявляются мусульманские мотивы.

Монастырь Гелати

Верхняя Сванетия (Грузия) находится на северо-западе страны, в центральной части Главного Кавказского хребта. Вся территория Верхней Сванетии расположена в верховьях бассейна реки Ингури. Здесь находится самый высокий населенный пункт в Европе – село Ушгули (около 2,5 км над уровнем моря). Местные дома в прошлом служили и жильем, и своеобразными крепостями, способными защитить от вторжения захватчиков. Боевые башни высотой 10-20 м каждая – след былых войн и кровной вражды, были построены во времена правления царицы Грузии Тамары (XII-XIII вв.). Известны случаи, когда в таких башнях целые семьи отсиживались годами, спасаясь от кровной мести. С XIX в. Верхняя Сванетия стала объектом интереса для поэтов, художников, ученых, археологов и путешественников со всего света, которые стали называть ее «землей тысячи башен и ледников».

Верхняя Сванетия