Водь

История и расселение водь

Водь (воты, вожане) — народ финского племени, остатки которого в 19 веке проживали в Петергофском и Ямбургском уездах С.-Петербургской губернии. Впервые имя водь встречается в древнем новгородском «Уставе о мостех», приписываемом Ярославу Мудрому, когда водь, или вожане, составляли одну из пяти новгородских областей, примыкавшую к Финскому заливу.

Область распространения их ни в то время, ни ранее точно указать нет возможности, но основываясь на водских названиях теперешних селений: Водьвой — у Нарвского залива, Водского — в Лужском уезде, Водосьи, Воцкого и других, можно предположить, что поселения води простирались первоначально от Финского побережья и Наровы на юг — к Ильменю и за Ильмень, на восток — ко Мсте, откуда они были вытеснены племенем новгородских славян.

Сохранились упоминания о води и в новгородских летописцев. Так, под 1069 г. находим известие, что при одержании новгородцами победы над полоцким князем Всеславом побито много вожан, бывших в союзе с последним. Под 1149 г. передается, что на водь напала емь, но была разбита водью при помощи новгородцев.

Со второй половины XII в. о води встречаем известия и в иностранных источниках, переименовавших их в ватландцев, а страну, ими населенную, в Ватландию. Вскоре начинаются попытки распространить здесь христианство. Первое приказание об этом было дано первому упсальскому епископу, Стефану, папою Александром III (1159-1181). Папа Григорий IX в 1230 г. буллою к епископу Упсальскому предписывает запретить всем христианам под наказанием отлучения от церкви привозить к язычникам корельским, ингерским, лапским и ватландским оружие, железо и деревянные изделия, чтобы вера Христова в этой местности не была опять искоренена ее врагами.

В 1255 г. Папа Александр IV на донесение рижского архиепископа о желании идолопоклонников в Ватландии, Ингрии и Корелии принять христианство приказал архиепископу поставить особого епископа для названных земель. С 1240 г. вторгаются в страну води в союзе со шведами и финнами (сумь и емь) ливонские рыцари, которые в следующем году даже овладели всею страною и были вытеснены оттуда только победою Александра Ярославича Невского. Рыцари не раз вторгались и после, разоряли водь и захватывали пограничные владения, но не надолго.

Новгородцы никому не уступали своей власти над водью и ее землею. В позднейших известиях наших летописцев (XV, XVI и XVII вв.) встречается более упоминаний о Водской пятине, нежели о води, которая мало-помалу теряла свои этнографические особенности и сливалась с славянами. С исчезновением Водской пятины исчезла окончательно в наших источниках память и о води. Обыкновенное русское название води, распространенное в С.-Петербургской губернии до конца 19 века, — чудь.

По переписи населения 2002 года, в России проживало 73 человека, которые причисляли себя к води.

Хозяйство, одежда, верования водь

Традиционные занятия – пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца 19 в. усиливается отходничество в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние (орудия труда, средства передвижения, постройки).

До начала 19 в. сохранялся женский костюм с четкой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая (амы), у замужних синяя суконная (рукка), поверх – короткая кофта (ихад), старухи носили одежду типа рубахи (уммико).

Хозяйство, одежда, верования водь

Головные уборы включали жесткие и полотепчатые формы. Характерны несколько типов передника (льняные и суконные), одновременно ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники (риссико и мюэтси), украшенные вышивкой, тесьмой, бисером, раковинами каури. Прилужская водь носила поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). Во 2-й половине 19 в. обычным становится русский сарафан (уммико, синякко).

Русское влияние отразилось также на традиц. обрядности, в частности свадебной. Характерны общедеревенские культовые братчины (вакковы) с коллективной варкой пива. До 20 в. сохранялись пережитки дохрист. верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др.