Христианская и мусульманская Эфиопия

Древний город Аксум (Эфиопия) расположен вблизи северной границы страны. Здесь во II в. возникло древнее Аксумское царство, которое на протяжении многих столетий удерживало политическую власть на значительной части современной территории Эфиопии. Расцвет царства пришелся на III-IV вв. При царе Экзане в IV в. царство Аксум приняло христианство и соперничало на северо-востоке Африки с Византийской империей. Аксумиты вели торговлю золотом, слоновой костью, зверьми и их шкурами, ароматическими смолами, изумрудами, а также рабами. В первой половине XI в. царство Аксум распалось. До нашего времени дошли лишь монолитные обелиски, царские гробницы и развалины древних храмов. Три самые большие стелы Аксума из цельных глыб голубоватого базальта были установлены на холме. Существует легенда, согласно которой обелиски Аксума создали великаны-циклопы, которые умели плавить камень. Среди руин города хорошо сохранился «бассейн царицы Савской» – глубокий и обширный водоем, вырезанный в твердых горных породах.

Древний город Аксум

Скальные церкви в Лалибэле (Эфиопия) являются остатками священного города в горном районе страны, названном в честь царя Лалибэла. Всего здесь сохранилось 11 вырезанных в скалах храмов. Самый большой из них – храм Христа Спасителя. Его единственным украшением являются 28 массивных колонн, но именно эта простота придает храму необычайную утонченность. Наиболее почитаемая из церквей – храм Девы Марии. Окна этого храма имеют форму римских и греческих крестов, а в интерьере есть колонна с пророческими письменами Христа. Церковь стоит в большом дворе-котловане, вырубленном в скале. В северной стене двора – церковь Креста, напротив – церковь Богородицы. Через тоннель-лабиринт, связанный с двором, можно пройти к другим скальным храмам. Церковь Святого Георгия, покровителя как эфиопов, так и англичан, вырублена в виде крестообразной башни. Она стоит в глубокой яме, а ее крыша расположена на уровне поверхности земли.

Скальные церкви в Лалибэле

Крепость Фасил-Гебби и город Гондэр (Эфиопия) расположены на северо-западе страны, в 750 км к северу от Аддис-Абебы. Город Гондэр был основан императором Фасилидасом в XVII в. Здесь сохранилась крепость с королевской пристройкой, построенная при участии португальских архитекторов. Крепость и город окаймляет высокая крепостная стена протяженностью около 1 км, укрепленная 12 башнями. В городе сохранилось свыше 40 христианских храмов и несколько средневековых синагог. В архитектуре города заметны арабские и индийские мотивы. Наиболее внушительной постройкой является крепость Фасил-Гебби (XVI-XVII вв.), которая была резиденцией императора и его преемников. Недалеко от города сохранились «Бани Фасилидаса» – небольшое здание, стоящее посреди наполняемого водой бассейна и возведенное в «гондэрском» стиле – с балконами и зубчатой крышей. Один раз в году, во время праздника Крещения, бассейн заполняют водой и проводят религиозные церемонии. Укрепленный исторический город Харар-Джуголь (Эфиопия) расположен на изрезанном ущельями плато в восточной части страны.

Крепость Фасил-Гебби

Старая часть города Джуголь является священной для мусульман и была окружена стенами, построенными между XIII и XVI вв. В городе находится 82 мечети, три из которых были построены еще в Х в. Большинство жилых домов представляют собой традиционные хижины, включающие по три комнаты. Часть домов была построена индийскими торговцами в конце XIX в. Это прямоугольные двухэтажные здания с верандами, открытыми или на улицу, или во двор. Архитектурный облик района Харара сформировался в XVI в., для него характерен лабиринт узких проулков и глухих фасадов. С конца XVI в. Харар-Джуголь был центром торговли и исламского образования, став четвертым по значению городом ислама. В XVII в. он стал независимым эмиратом, затем был захвачен Египтом, а в конце XIX в. стал частью Эфиопии. Уникальность архитектурного облика города определяется сплавом африканских и исламских традиций.

Старая часть города Джуголь