Япония синтоистская и буддийская

Островное положение Японии, гористый и живописный рельеф страны, мягкий морской климат, высокий уровень сейсмичности были основными причинами развития, в первую очередь, деревянного строительства. Основой конструкции древнего японского здания является стоечно-балочный каркас, формирующий постройку типа «такаюка» с приподнятым полом, крутыми скатами и широким навесом крыши. Сначала такой облик имели общинные хранилища зерна – амбары, а в последующем такие сооружения приобрели значение храмов.

Исторические села Сиракава-го и Гокаяма (Япония) расположены в узких горных долинах в 500 км к северо-западу от Токио. Села были основаны в конце XII в. и построены в стиле «гассё». Соломенные крыши их больших и островерхих домов напоминают руки молящегося человека. Отсюда и название самобытного архитектурного стиля (гассё – «две руки, идущие вместе»). Крутые скаты были нужны, чтобы противостоять обильным снегопадам, нередким в высокогорных селениях. Дома в Сиракава-го и Гокаяма, построенные без единого гвоздя или металлической скобы, чрезвычайно устойчивы. Некоторым из этих строений уже свыше четырех веков, и в них до сих пор живут люди. С давних времен основным занятием жителей этих сел было производство пороха, культивирование тутовых деревьев и выращивание гусениц-шелкопрядов.

Исторические села Сиракава-го и Гокаяма

Замки «гусуку» на островах Рюкю (Япония) являются свидетелями пятивековой истории (XII-XVII вв.) самого южного архипелага страны. Руины средневековых замков феодалов разбросаны по островам архипелага. Гряда Рюкю включает 98 островов и издавна служила своеобразным мостом между Японией и остальной Азией. На островах сложилась уникальная культура «гусуку», представленная ныне святыми местами и археологическими памятниками, свидетельствующими о редкой древней форме религии. Наглядным свидетельством обычаев Окинавы (одного из крупнейших островов Рюкю) являются каменные гробницы, воздвигавшиеся в виде часовен на склонах гор для почитания умерших предков.

Замки «гусуку» на островах Рюкю

Культ предков и обожествление явлений и объектов живой природы закладывают в Японии основы синтоизма – одной из самых своеобразных религий мира. В синтоистских храмах был сохранен и художественно доработан архитектурный тип «такаюка». Культовые ансамбли – святилища – возводились в уединенных живописным местах и, несмотря на строгий геометризм планировки, представляют гармоничное единение архитектуры с природой. Святилища окружены несколькими концентрическими оградами с расположенными на одной оси воротами – «ториями». Интересно, что такие комплексы дошли до нашего времени лишь потому, что строго через каждые 20 лет они воспроизводились с детальной точностью по соседству со стареющими постройками.

Синтоистское святилище Ицукусима (Япония) строилось с VI в. на небольшом острове Миядзима во Внутреннем Японском море. Свой нынешний вид святилище приобрело в XIV в. Ныне это один из самых красивых синтоистских храмовых комплексов страны. В святилище около 50 сооружений. Среди них главный храм, посвященный трем главным богиням синтоизма – дочерям могущественного бога Сусаноо, залы для «очищения» и богослужения, пагода-сокровищница. Все постройки окрашены в ярко красный цвет, стоят на сваях в мелководной бухте залива и соединены между собой мостками. Одна из главных достопримечательностей комплекса – огромные деревянные красные ворота тории. Их высота – 16 м, длина верхней перекладины – 23,5 м. К объектам Всемирного наследия в этом районе также относят побережье острова Миядзима и гору Мисэн, создающие эффектный задний план для святилища Ицукусимы.

Синтоистское святилище Ицукусима

В IV в. на территорию Японии проникает буддизм, послуживший в качестве средства политического объединения страны. Возводятся буддийские храмы и монастыри, усиливается влияние китайской архитектуры. Тем не менее, буддийские сооружения не нарушают традиций японского зодчества, отличаются большим изяществом и стройностью. Облик японских пагод иной, чем в Китае. В центре пагод, достигавших 50 м высоты, для укрепления конструкции при землетрясениях и ураганных ветрах ставятся массивные столбы, завершенные высокими шпилями. Такое конструктивное решение принято, например, при строительстве пагоды в Якушиджи (VII в.).

Буддийский комплекс в Хорюдзи (Япония) – самый ранний дошедший до нас буддийский храмовый ансамбль в стране, выстроенный из дерева. Большинство из 48 построек комплекса было возведено в VII-VIII вв. китайскими мастерами. Храм Хорюдзи-Кондо, пятиэтажная пагода и средние ворота ансамбля считаются старейшими сохранившимися деревянными постройками в мире. Памятники в Хорюдзи иллюстрируют проникновение китайской буддийской архитектуры в японскую культуру и подчеркивают влияние, которое они оказали на дальнейшее развитие буддийской храмовой архитектуры.

Буддийский комплекс в Хорюдзи

Святилища и храмы Никко (Япония) находятся в 135 км к северо-востоку от Токио в одноименном национальном парке. Национальный парк включает озеро Тюдзэнси, гору с заснеженной вершиной Нантайсан, водопад Кэгон, реки, ущелья, горячие источники, а также множество буддийских и синтоистских храмов. Главное синтоистское святилище Тосёгу является местом упокоения великого полководца и государственного деятеля сёгуна Иэясу Токугавы. В декоре храма преобладают китайские мотивы. Здесь можно увидеть изображения львов, тигров, фантастических драконов и др. Поднимающаяся в гору дорога ведет к небольшому деревянному зданию – синтоистскому храму Футаарасан. Святилище отражает идею синтоистского поклонения природе. В VIII в. на вершине потухшего вулкана была построена часовня Нантай.

Святилища и храмы Никко

В список ЮНЕСКО включены священные места и дороги паломников в горах Кии (Япония), обрывающихся к океану и формирующих зигзагообразную береговую линию. В этой горной местности в районе Кумано в окружении рек, ручьев и водопадов расположено три святилища. Во второй половине XI в. японские императоры и аристократы посещали эти храмы, заложив тем самым традицию религиозного паломничества в эти места. Вскоре паломников стало так много, что их стали называть «муравьиной процессией Кумано». Храмы Кумано, а также ведущие к ним древние пути являются уникальными природными, историческими и культурными памятниками. Священные места в горах Кии олицетворяют слияние синтоизма с пришедшим сюда из Китая буддизмом.