Юкагиры

История юкагиров

Юкагиры — остатки, некогда сильного и многочисленного Омокского народа. Впервые русские познакомились с юкагирами в 1638 г., когда партия енисейских казаков, под начальством Ивана Пастника, встретила их на реке Индигирка. Тогда народ этот был многочислен, воинствен и вел постоянные войны с коряками и чукчами.
В 1645 году юкагиры восстали против русских и на так называемом Убиенном поле убили служилых русских людей. В 1714 г., в отместку за жестокое обращение, они напали близ Акланского острожка на отряд казаков, шедший из Камчатки, и истребили его.

Большинство исследователей считают юкагиров потомками древнейшего населения Восточной Сибири. Расселение в Восточной Сибири тунгусских и тюркских народов привело к сокращению территории, занимаемой юкагирами и их частичной ассимиляции. Ко времени прихода русских юкагиры занимали территорию от Индигирки до Анадыря, насчитывали 4,5-5 тысяч человек и составляли несколько племенных групп: яндинцы, ононди, когимэ, омоки, алаи, шоромба, олюбенцы, хоморои, анаулы, ходынцы, чуванцы, омолонцы.

К концу XVIIвека численность народа сократилась до 2535 человек, в 1-й половине XVIII века — 1400-1500 человек, в конце его — 948 человек, в 20-х годах прошлого века — менее 400 человек. В настоящее время численность юкагиров немного возросла и составляет (согласно данным переписи 2002 года ) около 2 тысяч человек.

История юкагиров

Внешность и быт юкагиров

Юкагиры среднего роста, хорошо сложены, волосы и глаза темные или черные, лицо продолговатое. Они трудолюбивы, живут довольно опрятно, занимаются оленеводством, ловлей зверей, рыбы и птиц, выделкой оленьих шкур. Жилища оленеводов напоминают собой русские избы, только печь в жилище занимает очаг. Кочевые юкагиры живут в переносных чумах.

Национальная одежда — выделанные из оленьих шкур, шерстью вверх, парки, сделанные на манер рубахи, с рукавами и разрезом у ворота. Женская парка делается из оленьих выпоротков, вырезанных из живота самки, с откидным меховым, иногда собольим воротником; мужская парка — из молодых оленей, со стоячим воротником какого-нибудь дешевого меха, нередко собачьего.

Традиционная пища юкагиров — рыба, водяная птица и в особенности оленина, высушенная на солнце или мороженая. Особым лакомством считается копченый олений язык.

Олений промысел является основным занятием юкагиров и производится дважды в год, в мае и сентябре, при переходе оленей из лесов в приморские тундры и обратно, особенно осенью, когда олени становятся жирными. Юкагиры охотятся также на пушных зверей. Помимо охоты распространены рыболовство, оленеводство.

Юкагиры любят музыку и пение, а также сказки. Мужчины рассказывают про свою удаль и охотничьи подвиги и про старых богатырей, а также легенды, в особенности о подвигах предков; женщины, у которых довольно мягкий, нежный голос, воспевают любовь и любовные похождения. По характеру юкагиры довольно общительны, беззаботны и гостеприимны.

Традиционные верования — культы духов-хозяев, верховного небесного бога Хойл, промысловых животных, медвежий культ, культ огня, духов предков.

Внешность и быт юкагиров