Замок безумного короля

На крутой скале, высоко над озером Альпзее и низвергающимися водами ущелья Пеллата, был воздвигнут в 1869-1886 годах по указанию короля Людовика II дворец Нойшванштайн. Замок словно вознес свои башенки над лесистыми холмами в Баварских Альпах близ австрийской границы.

Нойшванштайн — оно из владений короля Людвига II, который вошел в историю как «Сумасшедший король» — удивительно похоже на те замки, что обычно рисуют в книгах сказок.

История замка Нойшванштайн

Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под руководством мюнхенского театрального художника Христиана Янка. При этом имеет весьма внушительные размеры, да и строился он в течение семнадцати лет.

Король Баварии Людвиг II был большим поклонником немецкой мифологии, и сознательно велел строить «сказочный» замок. 13 мая 1868 года 23-летний король писал Рихарду Вагнеру: «Я намерен заново отстроить старые крепостные руины Хоэншвангау возле ущелья Пеллата, в настоящем стиле старых немецких рыцарских крепостей. Это место одно из прекраснейших, что только можно найти …».

Название замка «Нойшванштайн» дословно переводится как «Новая лебединая скала». Людвиг хотел, чтобы отстроенный замок был достоин мифического рыцаря-лебедя Лоэнгрина.

Замок безумного короля

Место для строительства было выбрано Людвигом не случайно. Рядом с замком располагаются озера Альпзе и Шванзе (Лебединое и Альпийское озера), между ними протянулась горная цепь Шварценберг. Старинная немецкая легенда гласит, что Шварценберг — это окаменевший дракон, когда-то охранявший золото Нибелунгов. Нижняя часть горной цепи — это голова дракона, увенчанная короной (старый замок Охеншвангау), а тело и хвост обнимают Альпийское озеро.

Людвиг был большим чудаком. В день он давал тысячи приказаний, противоречащих друг другу. Эти повеления никто даже и не пытался исполнить.

Это, равно как и другие его решения, все больше склоняло окружающих к мысли, что король слаб рассудком и как правитель не способен смотреть на вещи здраво. Всех смущала его манера причудливо одеваться, да и вообще образ жизни: монарх, к примеру, иногда целыми днями спал, а порой приглашал к себе на обед… дух Людовика XIV. На закате жизни безумие Людвига уже ни у кого не вызывало сомнений. Вот почему Нойшванштайн еще называют «замком безумного короля».

Замок безумного короля

Строиться замок начал в 1869 году. Людвиг пожелал иметь собственный Версаль, только еще более шикарный. Возможно, так бы и было, однако через семь лет после начала строительства деньги иссякли, а замок так и не был закончен.

Печально завершилась жизнь Людвига. 9 июня 1886 года государственная комиссия прибыла в Хоэншвангау с целью объявить короля недееспособным. Три дня спустя король Людвиг II отправился в свою последнюю поездку из Нойшванштайна в замок Берг. 13 июня он погиб в озере Штарнбергзее при невыясненных обстоятельствах.

При жизни Людвига было построено только само здание. Внутренней отделкой занимались уже после его кончины.

Особенности замка Нойшванштайн

Одной из самых впечатляющих частей замка, завораживающей и одновременно пугающей, является подвесной мост. Старше, чем Нойшванштайн, он натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. Сначала мост был деревянным, но впоследствии его заменили современной металлической конструкцией. Мост получил название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии, принцессы Прусской.

Замок безумного короля

В облике замка проступают детали, характерные для романской архитектуры: круглые башни, обилие шпилей, оформление входа в виде полукруглой арки. Королевский дворец расположен в западной части территории замка.

Войти в замок можно только через монументальную лестницу с высокими каменными ступенями. Просторный вестибюль разделен на два крыла. Его сводчатый потолок украшен декоративной росписью. Пол выложен огромным количеством разноцветных камешков.

Внутреннее убранство замка являет собою смесь различных архитектурно-художественных стилей, сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер (Вагнер был придворным композитором при Людовике). Каждая деталь изготовлялась с особой тщательностью. Так, над кроватью короля в течение 4 лет работало 15 мастеров.

Выполненная в романтическом стиле, крепость с пятиэтажным дворцом стала в наши дни воплощением романтической средневековой крепости. Лоэнгрин, Тангейзер, Парцифаль, Грааль — все образы, герои и легенды немецкого средневековья изображены на сенах Нойшванштайна. В росписи на стенах замка также встречаются персонажи западноевропейских преданий о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, герои скандинавского эпоса (в том варианте, который мы встречаем в операх Вагнера). Один из наиболее часто встречающихся мотивов — победа над драконом или змеем. Найти этих мифологических существ можно везде: в декоративном орнаменте, на капителях колонн, деревянных резных ручках кресел, фрагментах росписей, бронзовой скульптуре и, наконец, на огромном изображении Георгия Победоносца в Тронном зале.

Замок безумного короля

Мраморный тронный зал был задуман Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом как апартаменты Парцифаля. Это двухъярусное помещение в византийском стиле с длинными рядами колонн. Девять ступеней из мрамора ведут к помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Однако этому уже не суждено было осуществиться.

В замке очень много картин и настенных изображений — Христа, Марии, Иоанна и королей, причисленных к ликам святых. Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера. Драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди несет 96 свечей и весит 18 центнеров.

Интерьер неоготической королевской опочивальни дополнен огромной картиной, изображающей момент из «Тристана и Изольды», глубоко поразивший 20-летнего короля. К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II. Она посвящена святому Людовику — королю Людовику Французскому, в честь которого был назван монарх.

Рабочий кабинет короля оформлен в романском стиле. Центральное место замка — это так называемый Зал певцов. Это самое большое, высокое и богато убранное помещение с бесчисленными деталями росписей, посвященных главному герою зала — Парсифалю. Этот зал создавался с той целью, что здесь будут исполняться постановки опер королевского любимца Вагнера. Однако он так никогда и не использовался по назначению.

Расположенный на крутой скале, замок выглядит неприступным, хотя не имеет ни единого оборонительного сооружения. Благодаря своим архитектурным формам он отлично вписывается в горный альпийский пейзаж, и до сих пор кажется сказочным. Замок Нойшванштайн вызывает огромный интерес у туристов, приезжающих в Баварию, поэтому считается символом этой страны.