Город четырех имен

У Софии четыре имени. Сердика — фракийское, Триадица — византийское, Средец — славянское, София — греческое.

Герб города Софии представляет собой щит, разделенный на четыре части, в каждой из которых изображены: богиня София — покровительница города; церковь св. Софии, давшая ему имя; Витоша — целебные источники; Храм исцеления — символ его богатства минеральными водами. В центре герба — львенок, символизирующий могущество, а сверху — корона из крепостной стены, олицетворяющая силу и мужество. Внизу надпись: «Растет, но не стареет».

Еще до нашей эры у теплых минеральных источников Витоши ютились селения фракийцев. Фракийское племя сердов дало городу название — Сердика. Во времена римского владычества Сердика считалась одним из самых красивых городов империи.

София

С приходом в VII веке н. э. древних славян город получил славянское имя Средец. В XII-XIV веках город уступал по своей значимости только столице страны — Тырново. В XIV веке Балканский полуостров в течение 500 лет находился под господством турок. Только в 1878 году Болгария была освобождена русскими войсками.

Названия многих софийских улиц — подтверждение многовековых связей с Россией. Улицы Графа Игнатьева, Н. Гоголя, А. Чехова, М. Горького… В центре города — храм-памятник Александру Невскому. Знаменита церковь святой Софии, патронессы города, давшей ему имя и благословение. Строгая и изящная церковь сложена из красного кирпича и хорошо видна среди белых домов.

Русская церковь св. Николая построена в 1912-1914 годах как посольская церковь. Ее освятила в 1920 году русская община, весьма многочисленная, поскольку в Болгарии была расформирована врангелевская армия. Путь русских эмигрантов из Константинополя в Европу лежал через Софию.

Русский памятник отмечает место, где турки вышли из Софии. Это пирамида с надписью «В царствование императора Александра II именем и любовью его была освобождена Болгария».

В Софии — самая большая синагога на Балканах, построенная в начале века австрийцем Фридрихом Грюнангером. Туда можно заходить только мужчинам. А вот в софийскую мечеть Банья Баши, построенную в 1576 году, пускают только мусульман.

Церковь Свети Седмочисленници (святых Кирилла и Мефодия и пяти их учеников) на улице Графа Игнатьева известна еще и как Черная мечеть, Кара-джамия. «Черной» ее назвали за черный мрамор минаретов, которые сняли в 1528 году после освобождения. Кара-джамию строил автор стамбульской Сюлеймании Синан — любимый архитектор Сулеймана II Великолепного, грозы Европы, властелина Сирии и Египта.

Особенно красива София весной. О ее приближении свидетельствуют мартеницы — цветные символы-значки, сделанные из двух скрученных ниток — красной и белой (красный цвет — цвет плодородия, белый — долголетия). Их прикалывают на одежду. Нигде, кроме Болгарии, нет такого обычая: первого марта — в самый первый день весны — с незапамятных, еще языческих времен принято дарить родственникам, друзьям, знакомым мартеницы на счастье и носить их до тех пор, пока не прилетит первый аист или первая ласточка. Раньше девушки привязывали мартеницы на куст розы, чтобы быть такими же красивыми, а юноши — на дуб, чтобы стать такими же здоровыми и крепкими. В этот день на крыши домов — особенно это распространено в селах — забрасывают красные скатерти, пояса, передники, чтобы красным цветом отогнать злых духов и разные болезни.