Италия эпохи готики

Таким образом, в XIII в. в Италии происходит переход от романского к новому архитектурному стилю, называемому в Европе готическим. Готикой теоретики эпохи Возрождения называли средневековую архитектуру Северной и Центральной Европы, которую они оценивали как варварскую, «готскую», т.е. идущую от готов. В Италии же архитектуру готического периода XIII-XIV вв. называют «проторенессансной», т.е. предшествующей Ренессансу XV в.

Замок Кастель-дель-Монте (Апулия), расположенный недалеко от города Бари, был построен в XIII в. и является одним из самых загадочных замков Европы. Здесь заточали неугодных претендентов на престол и спасались от эпидемии чумы. Замок построен на холме и имеет правильную восьмиугольную форму, на каждом углу возвышается восьмиугольная башня. Существует предположение, что замок служил для астрономических наблюдений.

Замок Кастель-дель-Монте

В Неаполе (Кампания) в готический период строятся многочисленные замки: Кастель Нуово, Кастель д'Ово, анжуйский Кастель Сант-Эльмо и церковь Санта-Кьяра – усыпальница Анжуйских королей. Наиболее типичным для готического периода в Центральной Италии «городом на горе» является Сан-Джиминьяно (Тоскана). Его нередко называют первым городом небоскребов, т.к. в нем в средние века насчитывалось свыше 70 домов-башен, причем некоторые из них достигали в высоту 50 м. Сейчас сохранилось только 14 башен, но Сан-Джиминьяно сохранил атмосферу окруженного стенами феодального города с живописными церквями и узкими улицами, через которые перекинуты старинные арки.

Сан-Джиминьяно

Также на вершине горы выросла Сиена (Тоскана), сохранившая уникальный готический облик из-за эпидемии чумы 1348 г. «Черная смерть» превратила Сиену из богатейшего города-республики, соперничавшего с Флоренцией, в заурядный сельскохозяйственный центр. Жемчужиной Сиены является построенный в XIII в. Кафедральный собор с романским куполом и высокой колокольней. Стены собора и колокольни сложены из черного и белого мрамора, создающего чередующиеся горизонтальные полосы по всей высоте храма. Иногда говорят даже об особом стиле – тосканской готике. Аналогичный собору в Сиене был построен кафедральный собор в городке Орвието (Тоскана). В готический период в Сиене был построен также Палаццо Публико (ныне – ратуша) со 100-метровой башней на площади Пьяцца-дель-Кампо («площадь поля»), выполненной в форме раковины и ставшей одной из самых красивых в Европе.

Палаццо Публико

Памятником готического светского зодчества Флоренции является Палаццо Векьо («Старый дворец»), возведенный на рубеже XIII-XIV вв. Дворец строился как крепость для защиты правителей города: квадратный в плане, с зубцами по верху, парные окна вписаны в арки. Позже над фасадом поднялась 94-метровая башня. По соседству, на площади Синьории, в конце XIV в. была построена готическая Лоджия-деи-Ланци с целой галереей скульптур. В XIV-XV вв. во Флоренции была возведена Базилика Санта-Кроче («Святого Креста») с мощным готическим фасадом и целым ожерельем капелл. Внутри базилики множество произведений искусства: витражи, фрески, скульптуры и памятники (Микеланджело, Данте Алигьери, Макиавелли и др.).

Базилика Санта-Кроче

В Венеции (Венето) в готический период сформировался собственный архитектурный стиль, который обычно называют венецианской готикой. К такому стилю можно отнести построенный в XIV в. Палаццо Дукале или Дворец дожей (дож – избираемый правитель города). В его облике готика переплетается с ренессансом и даже мавританским стилем. Рядом с дворцом находилась тюрьма, в которую вел «мост вздохов», через решетчатые окна которого преступники бросали последний взгляд на волю. В стиле венецианской готики в XV в. был построен дворец Ка-де-Оро («Золотой дом») на Большом канале и ряд других дворцов, определяющих сказочный облик «города каналов и мостов» (всего в Венеции, занимающей 118 островов Венецианской лагуны, насчитывается 150 каналов и 400 мостов).

Палаццо Дукале или Дворец дожей

Верона (Венето) – город литературных героев Ромео и Джульетты, имеет типичный готический облик благодаря созданным в XIII-XIV вв. ансамблям центральных площадей, замку и крепостным стенам с зубцами. С XV по XVIII вв. Вероной владела Венеция, что усилило влияние венецианского стиля в оформлении аристократических районов города.

Верона

Символом Милана (Ломбардия) стал знаменитый Кафедральный собор, время строительства которого (XIV-XV вв.) приходится на период смены готики архитектурой Возрождения, что отразилось в сочетании на его фасаде массивных готических пилонов с многочисленными световыми проемами в античном духе. Миланский собор издалека кажется ажурным благодаря 2200 статуй, бесчисленным башенкам и шпилям, за что его называют «громадной резной работой» или даже «драгоценной игрушкой».

Кафедральный собор Милана