Раннесредневековая Италия

Главными объектами культового строительства в раннехристианский период становятся церкви, чаще приобретающие форму прямоугольных базилик. Обязательной принадлежностью церкви становится апсида, где размещается алтарь. Апсида встречалась и раньше – во дворцах в ней устанавливался трон императора, в античных храмах – статуи богов. Раннехристианские памятники лучше всего представлены в древних городах Аквилея, Равенна, а также в Риме.

Аквилея (Венето) – город, расположенный недалеко от Венеции, бывший важным торговым и военным центром Римской империи с населением до 200 тысяч жителей. Здесь же была крупная иудейская община. Считается, что христианство в Аквилее проповедовал Святой апостол Марк. Патриаршая базилика сыграла огромную роль в распространени христианства в этом районе Европы. В храме сохранились уникальные многоцветные мозаики. Но сам город был разрушен гуннским нашествием Атиллы в середине V в. и с тех пор не возрождался.

Аквилея

Равенна (Эмилия-Романья) выполняла функции столицы Западной Римской империи, а затем – столицы остготского королевства, после чего была даже городом Византийской империи. В городе сосредоточилось множество христианских памятников высокого художественного уровня, большинство которых создано в V-VI вв. Раннехристианские церкви украшены богатой мозаикой, за что Равенну часто называют «городом мозаик».

Равенна

К раннехристианским памятникам Рима относится церковь СанПаоло-Фуори-ле-Мура («Святого Павла за городскими стенами»), расположенная на месте захоронения апостола Петра. Нынешний храм – повторение подлинного, построенного в IV в. и сгоревшего в начале XIX в. Сегодня этот храм в Риме уступает по своим размерам только собору Святого Петра. В нем находится саркофаг с мощами Святого Павла, принявшего мученическую смерть в I в. по приказу императора Нерона.

церковь СанПаоло-Фуори-ле-Мура

К XI-XII вв. в Италии на основе соединения античного, раннехристианского и византийского архитектурного опыта складывается романский стиль (от названия столицы страны – Рома, т.е. Рим). Основными типами культовых зданий становятся базилики и центричные баптистерии. Соборы романского периода нередко имеют вид крепостей. Такой облик им придают мощные гладкие стены с высоко расположенными узкими окнами, а иногда и оборонительными башнями по углам. Расцвет романской архитектуры в Италии приходится на период, когда из-под власти Византии освобождаются города-республики Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, Модена и др.

Модена (Эмилия-Романья), став центром самостоятельного государства, в XII в. получила выдающийся образец раннего романского искусства – Кафедральный собор. Вместе с площадью Пьяцца-Гранде и башней Торре-Чивика собор образует прекрасный ансамбль, выдержанный в одном стиле.

Модена

Пиза (Тоскана) всемирно известна своим романским ансамблем Пьяцца-дель-Дуомо (Соборная площадь), включающим храм, баптистерий и кампанилу (колокольню). Этот комплекс даже еще более прославился под названием Пьяцца-де-Мираколи («Площадь чудес»), ведь находящаяся здесь группа архитектурных памятников XI-XIV вв. оказала огромное влияние на монументальное искусство Италии. В XI в. началось возведение собора, в XII в. был построен романский баптистерий с полукруглым куполом. В том же веке была возведена 56-метровая колокольня (знаменитая Падающая башня). Сегодня отклонение башни от оси составляет 4,6 метра, и оно продолжает увеличиваться.

Пиза

К памятникам романской архитектуры Венеции (Венето) можно отнести Собор Святого Марка, хотя в его облике обнаруживается влияние самых разных стилей, в т.ч. и заимствованных венецианцами на Востоке. Его строительство началось в IX в. в византийском стиле, в XI в. собор был заложен заново, а в дальнейшем еще несколько столетий достраивался, расширялся и украшался. Поэтому стиль, в котором он построен, трудно определить однозначно – здесь представлены византийские золотые мозаики и порядок расположения икон, мощные романские своды и стрельчатые готические арки. Рядом с собором еще в IX в. была возведена 100-метровая Кампанила (она обрушилась в начале ХХ в. и была восстановлена к 1912 г.).

Собор Святого Марка

Ассизи (Умбрия) – город в Центральной Италии, связанный с деятельностью Святого Франциска, основателя францисканского ордена. Главным памятником культуры здесь является Базилика Святого Франциска, построенная в первой половине XIII в. в стиле, переходном от романского к готическому. В склепе под базиликой хранятся мощи Святого Франциска. Собор украшен многочисленными фресками, значение которых трудно переоценить, благодаря им город стал важнейшим пунктом развития итальянского и европейского искусства.

Ассизи

Уникальными постройками, традиция сооружения которых идет с раннего средневековья, обладает городок Альберобелло (Апулия). Это жилые крестьянские известняковые дома трулли (латин. «купол»), которых насчитывается здесь около 1,5 тысяч. Городок выглядит сказочным –вдоль улицы выстроились небольшие остроконечные беленые домики, сложенные из грубо обработанных камней. «Трулли» складывались как конструктор, без использования какого-либо связывающего раствора. Традиция их строительства появилась, когда местных жителей обложили большим налогом на недвижимость. Перед приездом чиновников местные жители выдергивали из постройки краеугольный камень, и жилище превращалось в груду камней.

Альберобелло