Китай династий Мин и Цин (XIV – начало ХХ вв.)

Эпоха династии Мин (1368-1644 гг.) характеризуется возрождением национальной культуры. В XIV – начале XV вв. был возведен крупнейший культовый комплекс Пекина – Храм Неба – императорский жертвенный алтарь. Здесь три раза в году император задабривал верховные божества Неба и Земли. Перед рассветом он всходил на алтарь Неба и приносил в жертву животных и птиц, зерно, шелк и драгоценные камни. Внешне сооружение похоже не на храм, а на ритуальный город. Стены храма обладают удивительным акустическим эффектом: произнесенные шепотом слова на алтаре Неба разносятся эхом на расстоянии 60 метров. Крыши главных строений покрыты глазурованной черепицей. Ансамбль храма Неба был завершен на севере круглым павильоном с трехъярусной синей крышей. Его синяя окраска напоминает цвет неба. Цвет крыш зависел от назначения здания и закреплялся канонами. Крыши императорских построек имели черепицу с глазурью желтого или красно-коричневого цвета, храмы – синего или зеленого. Остальные сооружения крылись простой серой черепицей.

В эпоху маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.) усиленно строились монастыри, в архитектуру которых вводятся черты тибетского и монгольского зодчества. Господствует чопорная, официальная архитектура, появляется множество мемориальных ансамблей, почетных ворот пайлоу. Проводятся работы по реконструкции Пекина, завершается ансамбль Императорского города. В ходе массового городского строительства и реконструкции старые здания храмов с их прогнутыми от тяжелой черепицы крышами становятся эталонами красоты, и прогиб стали делать умышленно. Вероятно, в формировании «китайского» типа крыши сыграло свою роль также и знакомство с праздничными крылатыми шатрами кочевников и тибетцев. По другой версии, прогиб кровли и приподнятость углов крыши отражает традиции раннего китайского зодчества, использующего в качестве основного строительного материала бамбук.

Дворец основателя Цинской династии в городе Шэньян (XVII-XVIII вв.), включающий более 90 построек, 300 помещений, уступает в размерах пекинскому «Запретному городу». Среди его экспонатов – предметы искусства из слоновой кости, музыкальные инструменты, мебель и картины. Главное сооружение комплекса – дворец Да Чжэн («Великое правление»), в котором император вел государственные дела и проводил торжества.

Дворец основателя Цинской династии в городе Шэньян

Дворцы императоров династий Мин и Цин в Пекине (с начала XV в.) составляют крупнейший в мире дворцовый комплекс, состоящий из 9999 комнат. Он служил резиденцией 24 императоров маньчжурских династий Мин и Цин. Ныне он известен как «Запретный город» Гугун. В архитектурный ансамбль, окруженный стеной, входит три основных павильона («Высшей гармонии», «Полной гармонии» и «Сохранения гармонии»), огромные ворота, залы для аудиенций и жилые помещения. Вокруг располагаются второстепенные дворцы, ныне служащие резиденциями и приемными для руководства Китая.

Дворцы императоров династий Мин и Цин в Пекине

Гробницы императоров династий Мин и Цин в Пекине и его окрестностях созданы в соответствии с принципами фэн-шуй, отражающими культурные традиции, идущие с XIV в. Гробницы богато украшены каменными скульптурами, рельефами и изразцами с изображениями драконов. Недалеко от центра Пекина находится район Шисаньлин («Тринадцать усыпальниц»). Здесь находится прах 13 императоров династии Мин. Другие усыпальницы расположены в 50 км к северу от Пекина у подножия «Гор безграничного как небо долголетия». Погребальный комплекс императоров династии Цин-Дунлин является крупнейшим по величине среди всех дошедших до нашего времени. Здесь покоятся пять императоров, 14 императриц и около 100 наложниц. Усыпальницы расположены в удивительных по красоте местах и окружены высокими горами, покрытыми лесами. К ним вела священная дорога, оформленная скульптурными изображениями животных и вельмож.

Гробницы императоров династий Мин и Цин в Пекине

Летний дворец и императорский парк в Пекине находится в 20 км к северо-западу от центра города. Этот роскошный парковый ансамбль включает озеро Куньминь, залы, павильоны и дворцы династии Цин. Парк Цзиншань («Безмятежного отдыха») служил резиденцией китайских императоров. Шедевром садово-паркового искусства Китая является Летний дворец. Он был построен в середине XVIII в. Парк Ихэюань содержит свыше трех тысяч строений на берегу озера близ холма Ваньшоушань («Гора долголетия»). Вдоль берега озера тянется деревянная галерея «Чанлан» с уникальными росписями (свыше 1400 картин). Здесь же стоит знаменитая Мраморная лодка, где любила обедать императрица Цыси.

Летний дворец и императорский парк в Пекине

Горная императорская резиденция и окружающие ее храмы в городе Чэндэ (провинция Хэбэй, т.е. «к северу от реки») включает около 1900 памятников старины. Самый знаменитый памятник – построенная в XVIII в. летняя резиденция китайских императоров династии Цин, в которой они жили по полгода. Надписи на дворцовых постройках выполнены на пяти языках: китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и тюркском. Это подчеркивало, что Китай – многонациональная империя. Строительство летней резиденции было организовано по приказу маньчжурского императора, задумавшего создать «горное убежище от летней жары». К северо-востоку от дворца расположен храмовый ансамбль, включающий храм Путоцзунчэн, построенный в стиле тибетского дворца Потала. Другие храмы комплекса: Пулэсы («Всеобщего веселья»), Анаюаньсы («Безопасности») и Пунинсы, возведенный в стиле тибетского храма Санъесы.

Комплекс древних строений в горах Уданшань (провинция Хубэй, т.е. «к северу от озера») охватывает величественные даосские архитектурные ансамбли императорских династий Юань, Мин и Цин. После вступления на престол императора Минской династии Чжу Ди, он, в целях укрепления своего могущества, повелел соорудить здесь дворцы, храмы и монастыри. Согласно канонам даосизма, они должны были образовывать единство с природой. Мощеная камнем дорога длиной 70 км ведет от подножия гор к павильону Уцзиньдянь на пике Тяньчжуфэн. По обеим ее сторонам построены восемь дворцов, два монастыря, 36 павильонов, 72 храма, 39 мостиков и 12 беседок и террас.

Комплекс древних строений в горах Уданшань

Старинные деревни Сиди и Хунцунь (провинция Аньхой) находятся в горном районе Ваньтань, недалеко от реки Янцзы. В этом живописном уголке впечатляют сотни жилых построек, выполненных в период правления династий Мин и Цин. В жилых домах повсюду видна художественная резьба по кирпичу, камню и дереву. В деревне Сиди находится три храма и 224 жилых дома, построенных с XIV по XIX вв. Дворы вымощены или черными каменными плитами, или разноцветными булыжниками, образующими орнаменты. Деревня Хунцунь хранит 137 сооружений, среди которых наиболее интересными являются объекты двух ирригационных систем. Архитектурным шедевром здесь считается дом Чэнчжитан («Зал наследования воли»), имеющий неповторимую ажурную резьбу на деревянных окнах и дверях.

Старинные деревни Сиди и Хунцунь

Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Не случайно, что в Китае были достигнуты большие успехи в создании парковых ансамблей (с беседками, мостиками, галереями и т.п.) – глубоко продуманных, насыщенных религиозной символикой и тонким пониманием красоты природы. Сады в городе Сучжоу (провинция Цзянсу) являются классикой китайского паркового искусства. Город Сучжоу, основанный в VI в. до н.э., находится в дельте реки Янцзы, в 100 км к западу от Шанхая. Сучжоу называют «Китайской Венецией» – здесь вместо улиц каналы, через которые переброшены горбатые мостики. Созданные здесь архитектурно-парковые ансамбли носят поэтичные названия, например, «Лес Львов», «Павильон Вздымающихся Волн», «Сад Уединения», «Сад Благовонных Трав». К числу самых маленьких относится «Сад Мастера Сетей». Наибольшую известность получил «Сад Скромного Чиновника», созданный в начале XVI в. Планировка каждого сада отличается умелым сочетанием павильонов, искусственных горок, прудов, мостиков, башен, деревьев и цветов. В Сучжоу сохранилось 70 садов, девять из них открыты для посещения.

Сады в городе Сучжоу

Особняки Дяолоу в Кайпине представляют собой многоэтажные дома-крепости, которые стали возникать здесь в начале XVII в., во время заката династии Мин. Тогда жители были вынуждены защищаться от основавшихся в округе разбойников. Многоэтажные дома с толстыми стенами, железными дверьми и маленькими окнами спасали не только от набегов, но и от частых в этих местах разливов реки Янцзы. Мода на дома Дяолоу возродилась в первой трети ХХ в., когда их стали возводить богатые китайцы, вернувшиеся из Австралии и США. Сейчас в Кайпине существует около 1400 домов этого типа. В их архитектуре причудливо сочетаются элементы средневековой готики, итальянского ренессанса, оттоманского стиля и местных традиций.

Особняки Дяолоу в Кайпине

Город Макао (Аомынь) с середины XVI в. находился под управлением Португалии. В 1999 г. этот город-порт, имеющий стратегическое значение для развития мировой торговли, был возвращен Китаю. Историческими памятниками здесь являются улицы, семь площадей и более 20 архитектурных ансамблей, построенных в итальянском, испанском, французском и бразильском стилях. Город был интернациональным, в нем проживали выходцы из Европы, Азии, Америки и Африки. В конце периода династии Мин и в начале правления династии Цин сюда приехали католические миссионеры, превратившие город в опорную базу христианства на Дальнем Востоке. Благодаря этому в XV-XVI вв. в Макао появились изумительные по своей красоте католические храмы. Гармоничное соединение западной стилистики и традиционного китайского колорита придает городу особую привлекательность.