Буддийские Бирма и Сиам

Мьянма (бывшая Бирма) непосредственно соседствует с Индией. Этнически ее население образовалось на основе смешения местных земледельческих народов и пастушеских кочевых племен, вытесняемых с Тибета китайцами. Расцвет государства, оставившего наибольшее число памятников культуры, приходится на XI-XIII вв. Религиозным центром его был город Паган, на территории которого сохранилось около 5000 памятников: шесть больших храмов, несколько малых и множество пагодступ. Ранние пагоды Мьянмы имеют ступенчатое основание и завершение, впоследствии приобретшее форму колокола. Ступенчатые основания ступ чем-то схожи с пирамидами-храмами доколумбовых цивилизаций Центральной Америки, в т.ч. в городах индейцев майя на полуострове Юкатан (Мексика). Ступы в Мьянме строили вплоть до английской колонизации XIX в. Самая крупная из них – ступа Шведагон в Янгоне. Эта ступа, которая перестраивалась и наращивалась до XVIII в., достигнув высоты 113 м, сияет над столицей Мьянмы своим позолоченным верхом. В оформлении ступы введены членения, имитирующие кольца, – атрибут буддийской символики. В середине XIX в. строится новая столица страны – Мандалай, окруженная оборонительными стенами по периметру, с цитаделью королевского дворца. Но его здания были деревянными.

Мьянма

В Таиланде (бывшем Сиаме) низменный характер рельефа, многочисленные разветвленные реки, разливающиеся в период дождей, определили преимущественно свайный характер народного деревянного зодчества. Ведущие культовые сооружения Таиланда – ступы: колоколообразные – чеди и имеющие завершения – пранги. Кроме ступ в храмовые или монастырские ансамбли включались здания – боты, где размещалась статуя Будды, чаще – лежащего. Крупные храмовые комплексы обносились несколькими оградами в виде галерей. Королевские дворцы повторяли планировку культовых ансамблей.

Город Сукотаи (Таиланд), как и соседние города неподалеку, окружен стеной и защитными рвами. Он являлся столицей одноименного средневекового тайского государства, созданного в первой половине XIII в. Наивысшего расцвета город достиг в конце XIII – начале XIV вв. Важную роль в развитии культуры города сыграло древнее кхмерское население западных окраин Ангкорской Камбоджи, подчиненное Сукотаи в конце XIII в. Свидетельством того являются фрагменты высокоразвитой системы каналов, водохранилищ и прудов. Государство Сукотаи в XV в. было захвачено королевством Аютия. В парке Сукотаи сохранились руины королевских дворцов, буддийских храмов, городских ворот, стен, рвов, плотин, прудов, каналов и дамб, демонстрирующие начальный период развития тайской архитектуры.

Город Сукотаи

Город Аютия (Таиланд) был столицей Сиама с середины XIV в. по вторую половину XVIII в., пока его не уничтожили бирманцы. Во времена расцвета город носил имя «Великая Аютхайя». Именно так называлась неприступная крепость в индийском эпосе Рамаяна. Ныне сохранились руины города со священными башнями прангами и огромными монастырями. На окраине столицы находился комплекс Яй чай монгкхон («Большая победа») с огромной ступой, храмом и монастырем, воздвигнутыми в честь одной из побед тайцев над бирманцами. За бывшими дворцовыми воротами находится главный королевский храм Шрисанпхет. От него осталось три высокие пагоды чеди. Рядом вознесся храм Вихара Пра Монгкол Бопхит. В его зале находится самая большая в мире бронзовая фигура сидящего Будды (16 м). Гигантская статуя лежащего Будды длиной 28 м расположена прямо посреди зеленой лесной лужайки, а в древности над ней возвышался храм Ват Логхья Сутха. На одной из террас высится пагода Королевы Шри Сурьотай, выполненная в традиционном стиле «прапранг».

Город Аютия