Монголия – страна кочевых монастырей

Преобладание подвижного образа жизни у монголов привело к концентрации усилий на разработке кочевого жилища. В итоге была создана юрта – памятник и живая традиция монгольского народного зодчества. Юрта стала отправным пунктом для создания почти всех типов кочевых сооружений – религиозных, общественных, дворцовых и производственных. В распространении буддизма-ламаизма главную роль играли кочевые монастыри, для которых были выработаны на основе юрты сборно-разборные храмы. В конце XVI в. было положено начало ансамблю стационарного монастыря Эрдэнидзу, одного из старейших на территории Монголии.

Культурный ландшафт долины реки Орхон (Монголия) охватывает довольно обширную территорию пастбищ, и включает два важных исторических объекта. Это древние руины Кхар Балгас – столицы раннефеодального государства уйгуров, и развалины Каракорум – столицы Монгольской империи в XIII-XIV вв. Монастырь Эрдэнидзу («Храм Сокровища»), возведенный в Каракоруме, сегодня является филиалом исторического музея Улан-Батора. Когда-то он был культурным центром всей Азии. В его хранилищах находятся редкие книги и старинные рукописи. Паломники шли сюда, чтобы посмотреть на древние реликвии. В долине реки Орхон было также обнаружено несколько гробниц гуннов – кочевого народа, в свое время вторгшегося в Европу и осевшего в ее центральной части (современная территория Венгрии). Ландшафт Орхона отражает неразрывную связь между кочевниками, скотоводческими общинами и их административно-религиозными центрами.

Культурный ландшафт долины реки Орхон

В середине XVII в. маньчжуры, покорив Китай, проникли и в Монголию. Маньчжуры строят города-гарнизоны и монастыри на западе Монголии, начинается смешение монгольской и маньчжурской (китайской) архитектуры. Тесные религиозно-политические контакты Монголии с Тибетом в XVII-XVIII вв. привело к массовому строительству на западе страны монастырей тибетской архитектурной школы. Тибетские монастыри в Монголии воздвигались в живописных горных долинах, на террасах южных склонов гор. Обычно храмы строились из камня, ламы жили в дощатых домиках или юртах. Причем в Монголии научились имитировать массивные формы в легких разборных деревянных конструкциях. Иногда храмы только «изображали» тибетскую архитектуру и были собраны из толстых деревянных брусьев.

В XVIII в. крупные кочевые монастыри, отягощенные многочисленными храмами и тысячами юрт монахов, все чаще переходят к оседанию. Большой монастырь Да-хурээ, осевший на месте перевалочного пункта торговой дороги между Россией и Китаем, после обретения Монголией автономии в 1911 г. становится административно-религиозным центром страны, получив название Угра. Угра представляла собой пыльный юрточный город, в центре которого возвышались монастырские храмы с позолоченными крышами.