Антверпен

Антверпен (Antverpen; фр. Anvers) вместе с пригородами насчитывает свыше 468 000 жит. Столица одноименной провинции, Антверпен образует второй после Брюсселя избирательный округ Бельгии. Огромным межрегиональным экономическим значением для страны город обязан своему современному портовому комплексу, считающемуся одним из крупнейших в мире, а также автомобильной и химической промышленности. В прошлом развитие порта во многом обусловило развитие самого города. Торговля и экономическая открытость обусловили уникальную атмосферу свободы, создавшую идеальные условия для развития искусства и культуры.

Достопримечательности Антверпена

Чтобы по достоинству оценить роль Шельды в развитии города, прогулку по Антверпену лучше всего начать с набережной правого берега Шельды.

Стен (Steen). Старинный замок, стены которого заложены еще в IX в., — самый колоритный памятник на набережной и одновременно древнейшие сохранившиеся остатки поселения. Свой сегодняшний вид замок получил в начале XVI в. Темные фрагменты древней кладки легко отличить от более поздних построек из светлого песчаника. Сегодня в крепости расположен Национальный музей мореплавания (Nationaal Scheepvaartmuseum).

С расположенной поблизости обзорной площадки открывается живописный вид на старый причал. В ясную погоду к северу отсюда вплоть до горизонта тянутся бесчисленные краны современных портовых сооружений, а со стороны города высится величественная башня кафедрального собора.

С широкого набережного бульвара переулок сворачивает на север и ведет к позднеготическому зданию Дома мясников (Vieeshuis). Этот цеховой «клуб» мясников был построен по проектам X. и Д. де Вагемакере, крупнейших архитекторов XVI в. Попеременное использование красного кирпича и белого песчаника должно было как бы показывать слои мяса и сала в тушах. На верхнем этаже проводились заседания цеха, на нижнем бойко торговал магазин. Сегодня в здании цеха размещается Музей археологии и прикладных искусств (представлены археологические находки, фаянс, музыкальные инструменты).

Особенно интересны старинные деревянные стропила и обширный торговый зал. Далее наш путь лежит через ул. Vieeshouwersstraat, на параллельную ей ул. Doornikstraat. По пути нам встретится небольшой сквер. Хотя для средневековых переулков и характерна страшная теснота, именно здесь, в тихом центре, возник современный жилой квартал, новейшие здания которого хорошо гармонируют с исторической застройкой города.

Церковь св. Павла/Синт-Паулускерк (St.-Pauluskerk). В конце ул. Hof-straat расположена пл. Veermarkt, на восточном углу которой и находится церковь св. Павла. Это позднеготическое здание ордена доминиканцев (XVI в.) богато украшено бесчисленными скульптурами и картинами фламандских мастеров, в т.ч. Рубенса, Йорданса и Ван Дейка. Особенно впечатляет главный алтарь и уникальная резьба в исповедальне.

Дом пивоваров (Brouwershuis) Q. К этому историческому зданию XVI в. ведет живописный участок набережной Шельды. Кроме зала заседаний, здесь любопытны и водоподъемные насосы находившегося здесь прежде Водяного дома, приводившиеся в действие лошадьми. Так как из гигиенических соображений для производства пива не допускалось использование обычной воды, пивовары брали воду отсюда.

Церковь св. Карла Борромеуса Синт-Каролус-Борромеускерк (St.-Carolus-Borromeuskerk). Внимание гостей привлекает великолепно украшенный фасад этой барочной церкви, освященной во имя итальянского архиепископа Карла Борромеуса, причисленного к лику святых. Церковь св. Карла — один из немногих барочных храмов Бельгии. В ее ясных формах сводов, поддерживаемых дорическими и ионическими колоннами, четко видны элементы ренессанса. Считается, что ее фасад создан по проекту Рубенса. В самом храме особый интерес представляет крипта, ризница, а также капелла Рубенса.

Церковь св. Якоба/Синт-Якобскерк (St.-Jakobskerk). Строительство позднеготической церкви св. Якоба началось в конце XV в., а завершилось лишь более 200 лет спустя. После кафедрального собора, это — важнейший храм города. Крестообразная в плане базилика с двумя рядами капелл, идущих по обеим сторонам, и венцом хоров позволяет разместить в ней массу произведений искусства, в том числе — надгробий именитых жителей города. В одной из гробниц за барочным алтарем своей приходской церкви вкушает вечный покой Питер Пауэл Рубенс (1577-1640).

Капеллу украшает холст «Богоматерь со святыми», одна из поздних работ мастера. Остальные картины принадлежат кисти его ученика Якоба Йорданса.

Дом-музей Рубенса (Rubenshuis). В этом доме, построенном в 1611-1618 гг., знаменитейший живописец Антверпена прожил до своей кончины. Дом-дворец в плане ориентирован на итальянские палаццо. Внутренний двор и сад-парк изображены на многих полотнах мастера. Не уступает им и портик — гармоничная оправа для многих холстов. Рядом с удобно спланированными жилыми покоями расположены ателье и мастерская художника. Здесь можно осмотреть работы его учеников, а также произведения других художников, которые Рубенс приобретал во время своих странствии.

Сделав паузу в одном из уличных кафе на Keyserlei, можно заглянуть в Музей алмазов, расположенный в бывшем Еврейском квартале. Здесь можно увидеть огранщика алмазов за работой.

Музей Плантена и Моретуса (Plantin en Moretusmuseum). К этому музею мы вернемся, пройдя по элегантной торговой ул. Meir и миновав пл. Schoen-markt.

Роскошь здания, особенно его интерьеров, просто поразительна. В 1576-1580 гг. книгопечатник Кристоф Питер Пауэл Рубенс родился 28 июля 1577 г. в Вестфалии (Германия), в городке Зиген, куда был вынужден бежать из Антверпена его отец, ученый-правовед, спасаясь от преследований Контрреформации. После смерти отца он в 1589 г. вернулся в родной город своих родителей и получил здесь всестороннее образование, проникнутое духом гуманизма, 23-летним юношей Рубенс едет в Италию и становится придворным живописцем герцога Гонзага в Мантуе. Герцог давал юноше и дипломатические поручения. Вернувшись в 1608 г. в Антверпен и основав мастерскую, Рубенс начал здесь свою блестящую карьеру. Из его мастерской вышло невероятное число произведений, из которых сам маэстро создал не менее 600 работ. В его мастерской, помимо учеников, работали Антонис Ван Дейк, Якоб Иордане и Ян Брейгель, прозванный Брейгелем Бархатным. С непревзойденной легкостью Рубенс разрабатывал почти все мыслимые сюжеты и жанры: пейзажи, портреты, библейские, мифологические, исторические сцены. Свою универсальность он приобрел в Италии, где помимо картин Тициана, Микеланджело и Леонардо да Винчи, смог познакомиться с произведениями античного искусства. Знал он и творчество своих нидерландских современников. Грандиозные исторические полотна Рубенса исполнены солнечного колорита и бурного жизнелюбия.

Одновременно он создавал нежные интимные портреты-миниатюры своих современниц.

Еще при жизни признанный гением, знаменитейший живописец, рядом с роскошным дворцом часто изображавший сельскую хижину, Питер Пауэл Рубенс в наши дни считается воплощением творческой мощи и щедрости барокко. Плантен построил свою печатню — единственную, которой при Филиппе II было дано право печатать богослужебные книги и молитвенники для испанского королевства, а значит — и для доброй половины мира. При его зяте Моретусе и их потомках печатня проработала вплоть до XIX в. В жилых комнатах и мастерских висят портреты, написанные другом семейства — Рубенсом. Кроме первозданной обстановки комнат, огромный интерес представляет хранящаяся здесь одна из 13 Библий Гутенберга — «Библия Регия».

Пройдя мимо магазинчиков на ул. Hoogstroat, мы окажемся на пл. Ауде Коорнмаркт (Oude Koommarkt). На углу этой площади виднеется небольшая вывеска «Vlaaikens Gang», указатель прохода в пассаж задних дворов. Этот бережно реставрированный лабиринт улочек и переходов дает яркое представление о том, как тесно жили в средневековье. От выхода на ул. Pelgrimstraat открывается живописный вид на башню собора.

Собор Богоматери/Онзе-ливе-Вра-уэкерк (Onze-Lieve-Vrouwekerk) с 123-метровой башней — самый большой собор во имя Богоматери в Бельгии. Строительство храма было начато по инициативе горожан в 1352 г. в готическом стиле, а завершено только в 1616 г. Хоры окружают пять капелл. Дома горожан тесно примыкают к фасаду собора. А в задних помещениях этих домов открыты лавочки и кафе, работающие почти у самых его стен. Собор сильно пострадал во время пожаров 1434 и 1533 гг., в годы иконоборчества и от обстрелов в годы Французской революции, и насущно необходима его реставрация. Просторные интерьеры собора, имеющие сравнительно мало украшений, впечатляют своими величавыми пропорциями и архитектурным изяществом. К числу подлинных сокровищ относятся две знаменитые картины Рубенса, написанные им в 1610-1614 гг. специально для собора Богоматери. Это — « Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста».

Ратуша (Stadhuis), возведенная в 1561-1565 гг. архитектором Флори де Вриндтом, высится на западной стороне Большого рынка (Grote Markt), исторического ядра города. Вертикальная центральная часть ратуши в сочетании с горизонтальным членением фасада являет собой образец стиля фламандского ренессанса и прекрасно гармонирует с соседними готическими зданиями Цехов и Гильдий. Они восходят к XVI в., в нашем веке частично пострадали и восстановлены по старым планам. Украшения ступенчатых фронтонов нередко указывают на их первых владельцев (№ 5 — «дом бондаря», № 7 — «дом гильдии арбалетчиков», № 11 —«дом торговца»). В центре площади высится необарочный фонтан «Брабо», изображающий сцену из легенды о возникновении Антверпена.

Кроме того, не забудьте непременно посетить еще три замечательных музея:

Музей Майера ван ден Берга (Museum van den Bergh). Собрание картин этого музея поистине уникально. В его коллекции есть работа «Безумная Грета» Питера Брейгеля Старшего, а также картины Дирка Баутса и Квин-тена Матсейса.Здесь же можно увидеть средневековую скульптуру, резьбу по слоновой кости и книжные миниатюры.

Королевский музей изящных искусств (Koninklijk Museum voor Schone Kunsten). В уютном здании в стиле неоклассицизма размещается самое обширное в Бельгии собрание старонидерландской живописи. А живопись Фламандии представлена работами мастеров пяти веков.