Обычаи грузин

Семейный быт, общественное устройство и обычаи грузин со времени водворения владычества России в Грузии и связанной с ним перемены экономических и других условий страны потерпели значительные изменения; тем не менее бытовой строй грузин вдали от культурных центров, в простом народе, представляет много особенностей и отголосков старины, сохранившихся то почти в полной силе, то в виде переживания.

В древнейшие времена семейная община в Грузии имела широкое распространение; и высшие, и низшие сословия жили большими семьями, в одном общем жилище. Число людей в такой семье прежде доходило до 100, теперь же достигает 30-50. Семья управляется старейшинами, выбираемыми как из мужской, так из женской половины ее; при выборе глав дома играют главную роль личные качества выбираемых лиц.

В 19 веке этот патриархальный, родовой строй постепенно разрушался, заменяясь другим, в котором главное значение имеют экономические и трудовые условия: огромные семейные общины распадались на несколько малых семей. До сих пор во многих местностях большие семьи пользуются большим благосостоянием, чем малые, которые в различных случаях не могут обойтись своими силами и должны прибегать к артельному началу.

Обычаи грузин

Положение женщины у грузин было прежде незавидное; она не пользовалась почти никакими юридическими правами, почти никогда не бывала в обществе мужчин, ее советов не спрашивали; каждый мужчина, какого бы звания он ни был, имел преимущество перед женщиной. В церкви мужчины стояли всегда впереди женщин. По законам Вахтанга, споры и иски между женщинами не разбирались в судебных местах; ни одна грузинка не могла быть поручительницей, по жалобе ее нельзя было привлекать к присяге и т. п.

Мать не имела права наказывать сына; после смерти жены муж носил траур в течение 6 месяцев, а женщина после утраты мужа — иногда до нового замужества, которое могло быть не ранее 10 месяцев (под страхом лишения наследства и даже доброго имени). Бесплодная женщина у грузин не пользуется уважением мужа и в простом народе подвергается многим стеснениям. По обычаю, вышедшая замуж грузинка не имеет права говорить с ближайшими родственниками мужа до тех пор, пока у нее не будет детей. Грузинки поэтому почти всегда сильно желают иметь детей.

Рождение сына приносит большую радость и торжественно празднуется; рождение дочери, а в особенности нескольких кряду, причиняет отцу огорчение. Переговоры о браке происходят между родителями; свадьба сопровождается рядом торжеств и старинных обычаев (жених носит название царя — мепе, а невеста — царицы, дедопали). Особый интерес представляет у грузин празднование нового года по остаткам старинных языческих обычаев и смешению их с христианскими, затем — масленицы, а в чистый понедельник — кееноба, в память побед грузин над персами.

Ночь с Страстной среды на четверг грузины посвящают обряду, целью которого служит предохранение себя от нечистой силы, а на Пасху грузины играют в мяч; игра эта в особенности развита в Имеретии и отчасти в Гурии. Накануне 1 мая девушки собираются для гадания, которое производится опусканием различных предметов в воду, откуда они в день Вознесения при пении особых песен вынимаются маленькой девочкой — первенцем. После каждой строфы вынимается вещь, хозяйка которой судит по смыслу стихов о своей судьбе; первые четыре куплета сулят хорошее, остальные три — различные невзгоды.