Природные особенности Восточной Европы и славяне

Предмет отечественной исторической географии начинается с рассмотрения природных условий Восточной Европы, в которых происходило формирование населяющих её народов и первоначальных государственных образований. География обычно стартует с изучения рельефа, водных режимов, климата, почвенного и растительного покрова и т.д.
Главная черта рельефа Восточной Европы, которую нужно принять во внимание для истории страны, его равнинный характер. Уже одно это давало право некоторым авторам делать далеко идущие выводы. Открытая, дескать, внешним влияниям со всех сторон Восточно-Европейская равнина была благодатной почвой для постоянного смешения культур: славянской, византийской, западной, азиатской. Эти воздействия, сменяя друг друга, определили цивилизационные особенности России. Однако, не отрицая роли внешних влияний, прямо отводить им решающую роль в истории страны было бы всё-таки натяжкой.
На востоке равнины поднимается Урал. В древности горы служили серьёзным препятствием для перемещения населения. Новгородские владения, например, подошли к Северному Уралу и просочились за него уже в начале XIII в. Но понадобилось ещё несколько столетий напряжённой внутренней жизни, чтобы Урал был преодолён и началось освоение Сибири. Между Уралом и Каспийским морем лежит Прикаспийская низменность, или, как её иногда называют, — «Уральские ворота». В древности через них вал за валом из Азии на Европу накатывали кочевые племена, часть которых размещалась в причерноморских степях, вытесняя или ассимилируя автохтонное население.
На юго-западе равнина ограничена Карпатскими горами. Однако часть кочевых орд находила путь на Запад через «Карпатские ворота», устремляясь в Придунайскую низменность и дальше в Европу. На северо-западе равнины в то время лежала обширная зона лесов и болот, отделяющая её от Балтийского моря. Большие лесные пространства отделяли Волго-Окское междуречье от юго-западной части, что нашло отражение ещё в былинах об Илье Муромце.
Важным следствием однообразия рельефа был характер речных систем или бассейнов. Реки Восточной Европы (Волга, Днепр, Дон, Западная и Северная Двина) — большие, полноводные, с множеством спокойных, не бурных притоков. Роль этой «речной паутины», по выражению Ключевского, в истории страны была громадной. Вплоть до Новейшего времени реки были основным способом движения населения и перемещения грузов: летом — на речных судах, зимой — на санях. Реки веерообразно охватывали Восточно-Европейскую равнину и создавали возможность сообщения с любой её частью, пронизывая труднопроходимые леса и болота. Водоразделы рек близки между собой, позволяя переходить и перемещать с помощью волока грузы из одной речной системы в другую. (Обозначения «волок» или «волочёк» остались в географических названиях.) Тем самым обеспечивался наиболее лёгкий путь сообщения между Северной, Восточной и Южной Европой. Балтика соединялась через Волхов, Нарву и Западную Двину. Днепр и Дон соединяли равнину с Чёрным морем, по Северной Двине, Онеге и Печоре шло соединение с Белым морем и с Северным Ледовитым океаном.
Восточно-Европейская равнина открыта холодным арктическим ветрам, поэтому большая часть территории Восточной Европы — зоны континентального климата, характеризуемого резкими сменами и перепадами погоды. Исключения лежат лишь на самых крайних оконечностях: Крайний Север практически не имеет лета, побережье Чёрного моря имеет мягкий средиземноморский климат, благодаря которому на нём издавна размещались древнегреческие колонии, римские и византийские форпосты во взаимоотношениях между «цивилизованными народами» и «варварами-скифами». Холодные зимы Восточной Европы суровее к северу. Лето тем жарче, чем ближе к югу. То есть имелись территориальные различия, но это были скорее вариации одного и того же сурового континентального климата. Такой климат, в отличие от многих других территорий земного шара, позволял получать лишь один урожай в году, да и то подверженный риску. Засухи, дожди, морозы или частые заморозки были неблагоприятны для земледелия, вызывали неурожаи и голод. Источники сообщали об этих явлениях c регулярностью каждые 4—5 лет, а то и чаще.
Почвенные зоны Восточной Европы отмечены широкими поясами в связи с природно-климатическими зонами и растительностью, хотя границы между ними не были ярко выражены. Начинаясь от северных морей, полярная зона сменяется таёжной, та, в свою очередь, зоной смешанных, затем лиственных лесов и степными пространствами с более плодородными чернозёмными почвами.
В зоне хвойных лесов с их болотами и торфяниками, неплодородными почвами, суглинками и песчаниками, холодным коротким летом природные условия не были благоприятны для земледелия, способствуя скорее собирательству, рыболовству, охотничьему промыслу. Долгое время здесь обитали первобытные финно-угорские племена, которые не оказывали серьёзного сопротивления пришельцам, а главным стимулом для проникновения новых людей в эту зону была охота на пушного и морского зверя, поскольку меха, рыба и «рыбий зуб» в то время были одним из важнейших предметов международной торговли.
Зона смешанных лесов Восточной Европы представляла собой огромный треугольник в районе 58—85 градусов северной широты, основанием обращённый к Польше и Прибалтике, а вершиной — к Уралу. Здесь преобладали подзолистые почвы, в общем-то трудные для тогдашнего земледелия. Тонкому почвенному слою противопоказана глубокая вспашка. Применялись мотыга или примитивный лёгкий плуг — соха, которую обычно тащили люди. Быстрое истощение почв требовало смены полей, внесения удобрений. Для освоения лесных территорий под земледелие необходима была расчистка лесов, вырубка и выжигание участков («огнищ»), удаление корней. Земледелие на выжженных участках — подсечная система — не могло обеспечить растущих людских потребностей. Она давала урожай в течение 1—2 лет, после чего наступало его резкое снижение. Земля спекалась, изобильно распространялись сорняки, семена не прорастали. Это заставляло бросать участ-ки и переходить к освоению новых участков (перелог). Такая работа требовала коллективных усилий и общинной организации труда. Последствия обилия лесов, угроза быстрого зарастания кустарниками, бедность почвы усугублялись периодами дождей во время созревания и уборки культур.
Что же заставляло население заниматься земледелием в этой не очень благоприятной для него зоне? Ведь условия для земледелия были лучше к югу — в лесостепной и степной зонах с плодородными чернозёмными почвами и более благоприятным климатом? Ответ лежит в невозможности сосущест-вования в тот период одновременно земледельческой и скотоводческой культур.
Лесостепная и степная зоны лежали на юге Восточно-Европейской равнины. В древности степи были в основном территорией перемещения кочевых племён. Кочевые племена, или их объединения — орды, могли сильно различаться по своему составу и насчитывали обычно 20—30 тыс. семей, но могли доходить до 100, 200, 300 тыс. и больше вместе со всей системой кочевого обустройства: стойбищами, шатрами, кибитками, стадами коней и прочего скота, примитивными ремёслами и пр. На невозделанных степных пространствах трава растёт быстро и изобильно. Покрытые ковыльными травами причерноморские степи были особенно привлекательны для кочевников-скотоводов, время от времени менявших свои стоянки, переходя по мере исчерпания подножного корма на свежие пастбища. Поэтому степи стали объектом нашествия различных орд: скифских, сарматских, гуннских, аварских, болгарских, хазарских, печенежских, половецких и пр.
Большинство перемещений кочевников было отмечено в источниках лишь с началом письменной истории и получило название Великого переселения народов, хотя, конечно, передвижения племён были и раньше, и в не меньших масштабах, о чём говорят данные археологии. Разумеется, и в этой зоне делались попытки заниматься земледелием (древнегреческие колонии в Причерноморье были главными поставщиками зерна в Афины — культурный центр Греции), но часто земледельцы сметались в результате неожиданных нашествий кочевников, ибо грабёж других народов был одним из способов их существования. Для дальних походов огромное значение имели их конские табуны, способные ускорять движение кочевых племён и обеспечивать пищу и напитки (в частности, кумыс — кобылье молоко), поддерживать бодрость и жизненные силы. Образ жизни кочевников сильно отличался от земледельцев, у них были другие представления о времени, пространстве, об основных жизненных ценностях. Занятия кочевников — уход за скотом, который зачастую осуществлялся пленниками-рабами, охота и набеги с целью грабежа и захвата пленных. Кочевники не были привязаны к какой-то определённой земле и к систематическому труду. Их существованием было сочетание военных походов и праздности.
Несколько иной и более благополучной для земледелия была ситуация в лесостепной зоне, которая в древности была гораздо шире и лесистее, чем сегодня. Там были более плодородные почвы и более глубокий почвенный слой, для вспашки которого применялся более тяжёлый, чем соха, примитивный плуг — рало (или орало). Богатым был животный мир, а значит, широко была распространена охота на диких зверей: зайцев, белок, волков, медведей, кабанов, лис и т.д. Водился, в частности, упоминаемый в древнерусских произведениях тур, ныне исчезнувший вид быка. Там были благоприятные условия для бортничества (примитивного пчеловодства), чтобы получать мёд и воск — весьма известные в древности предметы торговли и потребления, производства восковых свечей. Поэтому лесостепь стала колыбелью земледельческих племён с совмещением скотоводства, охотничьего промысла, рыболовства и собирательства. Такими впервые выступают на исторической арене восточные славяне.
Оставаться в лесостепной зоне земледельческому населению можно было при условии надёжной защиты. Не случайно здесь по Днепру и Дону и их притокам возникает первая цепь оборонительных сооружений и городов-крепостей. Самым известным из них был Киев. Для дозора за передвижениями кочевников высылались вооружённые отряды («заставы богатырские»). Переход к земледелию у славян был ускорен периодом относительного затишья и равновесия в передвижениях кочевых племён. С усилением натиска кочевников условия для распространения земледелия сужались, заставляя жителей оставлять обжитое пространствои уходить глубже в леса.
Основными земледельческими культурами у славян были зерновые растения: просо, рожь, ячмень, овёс, гречиха. Для изготовления тканей (холстов и полотна), сетей, верёвок — лён и конопля. Как поётся в одной из древнейших хоровых песен, перекликающейся с обрядами славянских племён, «А мы просо сеяли, сеяли…». Многие орудия труда и домашняя утварь изготовлялись из дерева. Довольно рано появились гончарное производство и примитивная металлургия на базе болотных руд. Главными овощными культурами были репа, редька и огородный лук. Бортничество давало мёд и воск. Скотоводство и птицеводство были тесно сопряжены с ловлей зверей и птиц. Значительное место в хозяйстве принадлежало собирательству (заготовка грибов, ягод, лекарственных растений, прочих «лесных даров»), характерному для Восточной Европы вплоть до настоящего времени. В примитивном состоянии находилось садоводство (яблони, вишни, ягодные кустарники).
Трудная, но не невозможная для земледелия лесная зона отчасти обеспечивала защиту от кочевых набегов, позволяла строить земляные и деревянные, но весьма надёжные оборонительные укрепления, городища, со временем превращавшиеся в города. Они как бы сами с участием человека вырастали из «земли и леса», что было подмечено выдающимся русским художником Н.К. Рерихом. Лесные массивы также укрывали население. Трудности первоначального быта славянских племён способствовали складыванию выносливого и сильного физического типа людей, что было немаловажным фактором в военном деле, а кочевые конные орды, страшные в степных пространствах, теряли значительную часть своей силы среди лесных массивов и укреплённых мест.
Характер существования славянских племён обусловил особый тип верований, предрассудков и суеверий. Большинство богов из известного нам восточнославянского пантеона чаще, чем у других народов, олицетворяли стихийные силы природы: бог неба — Сварог, солнца и дождя — Дажьбог (Ярило), «скотий бог» — Велес, бог грозы и молнии — Перун, бог ветров — Стрибог и т.д. Не очень развитой выглядела военная мифология, в отличие от греков, римлян и германцев. В верованиях — множество всякого рода лесных, болотных и речных существ: леших, водяных, русалок, ведьм, кикимор и т.д. У славянских племён не было жрецов как особой социальной касты. Эта роль приходилась на отдельных членов племён и родов — волхвов, исполнявших функции магов, кудесников, шаманов. Вместо храмов были священные рощи, идолы и капища. Жизнь язычников была наполнена множеством обрядов, игр, плясок. Отсюда — сказители, гусляры, дудочники, скоморохи.
О первоначальном существовании славянских племён вообще мало что известно. Сведения об этом, особенно на первых порах, напоминают гадания на кофейной гуще. Ясно, однако, что поначалу славяне расселялись между германскими племенами в Центральной Европе, финно-угорскими на севере и северо-западе, кочевыми — на юго-востоке. Пришествие готов с севера, затем гуннов разорвало единство славянских племён, вызвало их движение на запад и привело к образованию группы западных славян и появлению первых их государственных образований. С V в. наблюдается усиление славянского движения на юг и юго-запад Европы, большей частью в пределы Восточно-Римской (Ромейской) империи, или Византийской, от древнегреческого названия столицы империи Константинополя — Византий или Византия. Оно положило начало южным славянам.
Восточные славяне, двигаясь в северо-восточном направлении, к IX в. заселили огромную территорию Восточной Европы от Карпат до Ладожского озера, соприкасаясь с финно-угорскими племенами, часто известными по русским летописям под обобщающим названием «чудь», т.е. «чудные», странные по облику и одежде, не привычные для земледельцев-славян. Наиболее плотно заселённой славянами областью была сначала лесостепная зона, затем начала осваиваться зона смешанных лесов, главным образом речные долины.
Названия восточнославянских племён были как бы привязаны к местам их расселения и отражали этапы их расселения. Ядро древнерусской народности поначалу составляли поляне, т.е. живущие в полях, главным образом в районе Киева, на северо-запад от них — древляне, т.е. живущие среди деревьев, в лесу. Их центром, согласно летописным известиям, был город Коростень. По Днестру и Южному Бугу жили волыняне (дулебы), бужане, уличи и тиверцы. Последние исчезли под натиском кочевых племён. К северу от полян в районе Десны с главным центром Чернигов расселились северяне. В болотах вдоль реки Припять размещались дреговичи (от «дрягва» — болото). За ними по Западной Двине расселились полочане с главным городом Полоцк. В верховьях Днепра и Волги появились радимичи и кривичи с очень удобно географически расположенным Смоленском. От радимичей в район Верхней Волги и Оки отселились вятичи (летописи упоминают о двух общих предках этих племён: Радиме и Вятко). Наконец, в районе озера Ильмень вплоть до Ладожского озера расселились славяне ильменские, основавшие свою столицу (Новый город, Новгород). В районе Чудского озера был издревле известен Псков (Плесков). Племена расселялись, как правило, по речным бассейнам и были отделены друг от друга труднопроходимыми лесными массивами, болотами, но по рекам время от времени могли общаться между собой.

Расселение славян. Карта