Социальное устройство черкесов

Ещё в 50-х годах 19 века социальный строй черкесов напоминал собой даже до деталей феодальный быт средневековой Европы. Князья, благородные, вассалы, крепостные, рабы, вольноотпущенные, крестьяне, крепко сплоченные для взаимной защиты — такова была сложная организация черкесов.

В одном они отличались от средневековых европейцев: наличностью родового быта, со всеми его особенностями, с его адатом, кровной местью, институтом гостеприимства. Эти черты, особенно последние две, сохранились и до настоящего времени.

У благородных существует обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью, опытному учителю (аталык). В семье учителя, вдали от ласк и изнеживающего влияния родителей, мальчик проходит суровую школу закаливания и приобретает все привычки наездника и воина, а девушка – все познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями и семьями последних устанавливаются на всю жизнь прочные и нежные узы дружбы.

Социальное устройство черкесов

Молодые люди встречаются во время празднеств, танцуют свой национальный танец кафенир (род лезгинки), во время которого происходят объяснения в любви, в единственно допускаемой символической форме произведения выстрелов перед возлюбленной. До брака молодые не имеют никакого общения, но через посредство своих друзей жених просит согласия невесты и условливается насчет дня бегства ее из дому родителей (брак посредством умыкания практикуется у благородного сословия). Только после этого устанавливается соглашение насчет калыма.

Положение женщин тяжелое, на них лежат самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома. Со 2-й половины 18 века черкесы все стали магометанами-суннитами. Приверженность к магометанству поддерживается ненавистью к иноверным победителям; но они далеко не магометане по существу.

Религия черкесов

Религиозные обряды и воззрения черкесов представляют собой смесь язычества, христианства и магометанства. Они доныне поклоняются Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам вод, моря, деревьев, стихий. Они приносят своим богам кровавые жертвы, особенно уважаются их священные рощи, которых не смели профанировать, в свое время, даже их священники, ограничивавшиеся лишь установлением среди них крестов, возведением храмов и так далее.