Верования и фольклор якутов

Несмотря на формальное принятие православия, у якутов продолжал сохраняться шаманизм, скотоводческие и промысловые культы. Догматы христианской церкви до сих пор совершенно чужды и непонятны большинству якутов.

Они усердно придерживаются шаманских обрядов, верят в злых и добрых духов природы. Шаманы и шаманки играют немалую роль в их жизни. К массе старых божков прибавили только русских святых, в особенности Николая Угодника («Богов много, а главный Никола»), а к своим шайтанам — русских чертей, водяных и леших. Они говорят о Боге — всеобщем отце, но он пребывает слишком далеко и слишком высоко от них, чтобы можно было надеяться войти с ним в общение и чтобы поклонение ему могло сложиться в определенный культ.
Этот-то высочайший бог и сотворил землю, в первое время маленькую и ровную; но злой дух стал рыть почву и раскапывать ее как собака, отчего и образовались долины и прочее. Каждый предмет обладает, по мнению якутов, душою. Выше всех душ стоит Аи-тоён с сонмом богов и душами высшего порядка. Аи-тоён — это воплощение силы верховной, неумолимой и самодавлеющей. Понятие Аи-тоёна слилось и отождествилось с понятием христианского Бога. Его часто зовут: Никола, иногда Святым стариком иногда Богом.

Верования и фольклор якутов

Традиционная якутская мифология, в отличие от мифов других тюркских народов Сибири, не испытала на себе влияние мировых религий и верований монголов; она представляет из себя симбиоз наиболее древних пластов древнетюркской системы и элементов мировоззрения тунгусов (эвенов и эвенков).

В фольклоре центральное место занимает героический эпос «Олонхо», содержащий, помимо повествования о богатырских подвигах, космологическую картину мира, которая в целом соответствует общетюркским представлениям. Мир состоит из трех слоев: верхнего, среднего и нижнего. Верхний мир населен особым племенем, родоначальником и главой которого является Юрюнг айы тойон, сотворивший все остальные миры, в том числе и человека, населившего средний мир. Однако бог-олицетворение зла (Улу тойон), обитающий на нижних ярусах верхнего мира, и подчиненные ему абасы сумели заложить в человека злое начало, отождествляемое с нечистотами. Для эпоса «Олонхо» характерны крайняя воинственность и этноцентризм. Распространены также мифы о происхождении родов от животных-тотемов, и о наиболее великих шаманах, видимо связанные с историческими лицами.

Музыка якутов беднее, хотя они любят пение. Популярно горловое пение, бытовые песни (хосун); из инструментов используется варган. Одним из любимых занятий якутской молодежи является отгадывание загадок, из которых многие поражают своей своеобразностью; сказочные герои тоже нередко говорят загадками; вообще загадка играет довольно видное место в якутском народном творчестве. Ту же роль играют поговорки, щедрой рукою рассыпанные в каждом якутском повествовании.