Евреи в России

В Московском государстве до Ивана III евреи пользовались полной терпимостью, хотя появлялись сравнительно редко, да и то в пограничных городах, как, например, в Великом Новгороде. Появление ереси жидовствующих было причиною установления в русском законодательстве отрицательного отношения к евреям.
Не только пребывание их в России, но даже приезд на короткое время обставляется различного рода препятствиями; так, например, в 1539 г. нужно ходатайство самого короля Сигизмунда I перед великим князем Иваном Васильевичем, чтобы евреи-истцы могли явиться в Москву. Известно, как ответил царь Иван Васильевич Грозный на вопрос о том, что делать с евреями, взятыми в плен при завоевании Полоцка: «Согласных креститься — крестить! А несогласных утопить в реке Полоте».

Когда русскими войсками была завоевана Вильна, то в ответ на просьбу виленских мещан от 30 июня 1658 г. о выселении евреев из Вильны царь Алексей Михайлович постановляет: «жидов из Вильны выслать на бытье за город». В царствование императора Петра I в его преемников евреям дозволен был приезд на короткое время для торговли на украинские ярмарки; но когда в царствование императрицы Елизаветы Петровны было предложено расширить льготы евреев ввиду увеличения государственных доходов, то императрица на поданном ей докладе собственноручно написала: «от врагов Христовых интересной прибыли не желаю». Такое чисто отрицательное отношение к евреям, прямое устранение их из пределов государственной территории становится невозможным с того момента, когда после разделов Польши массы евреев входят в состав русских подданных.

Евреи в России

После изгнания евреев из России на основании указа императрицы Елизаветы Петровны от 2 декабря 1742 г. еврейский вопрос для России был, по-видимому, окончательно решен, но вскоре, вследствие раздела Польши, России достались белорусские и другие области, где издревле жили значительные массы евреев. Эти массы вместе с остальным населением были приняты в русское подданство. «Когда еврейского закона люди, — сказано в именном указе 26 февраля 1785 г., — вошли уже, на основании указов ее Величества, в состояние равное с другими, то и надлежит при всяком случае наблюдать правило, ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами, без различая закона и народа». Уже при Екатерине, однако, этот принцип не всегда соблюдался. Затем евреи были подчинены действию особых законоположений, признаны инородцами и подлежали и подлежат общим законам только в тех случаях, когда не постановлено о них особых правил.