История и расселение евреев в России

Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тысячелетия до н.э. па территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, евреи сложились в народ в процессе исхода порабощенных предков евреев из Египта и завоевания ими обетованной Богом «земли Израиля» в середине 2-го тысячелетия до н.э.

На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. евреи уже становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое древне-еврейское царство, основанное царями Саулом (1025-1004 до н.э.) и Давидом (1004-965 до н.э.) со столицей в Иерусалиме, строится Первый Иерусалимский храм, складывается монотеистическая религия евреев, жреческий иудаизм, создается на протяжении 1-го тысячелетия до н.э. Танах, или Ветхий Завет Библии.

Этническое и культурное единство древних евреев было нарушено с распадом древне-еврейского царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудейской) Ассирией и Вавилоном в 8-6 вв. до н.э. Завоеватели разрушили Первый храм и увели большую часть населения за пределы Израиля. Народная традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, так называемых «10 потерянных коленах», чьи следы потерялись где-то за Ираном.
В конце 6 в. до н.э. часть евреев возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается государственная и духовная консолидация евреев. С тех пор складывается модель этнического развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже н.э. охватившую Египет, Малую Азию, Сирию, Иран, Северную Африку, Западное Средиземноморье, Крым, Кавказ, часть Средней Азии.

История и расселение евреев в России

В период второго древнееврейского Хасмопейского, или Маккавейского, царства (164-37 до н.э.) в состав евреев включаются нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья и эллинизированное население Галилеи и береговой полосы Израиля. Римское завоевание и разгром еврейских движений 1-2 вв. привели к массовому насильственному выселению значительной части евреев из Иудеи; изгнанники пополнили еврейские общины диаспоры. Этнический центр в Иудее практически прекратил существование после арабского завоевания Палестины в 638 г., хотя небольшие группы евреев продолжали жить на исторической родине постоянно.

Тяга к возвращению в Израиль, т.е. «возвращение в Сион» (к горе, на которой стоял Иерусалимский храм), постоянно сохранялась среди евреев и была освящена иудаизмом. С разрушением Второго Иерусалимского храма в 70 г. н.э. оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистический иудаизм, в основе которого, наряду с Таиахом, лежит другой религиозный и юридический памятник – Талмуд. Центром религиозной и общинной жизни становится синагога, или место для собраний («дом собраний»), ее служитель – раввин (рав), ученый знаток и толкователь традиции.

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, носивших традиционные еврейские наименования: Бавель (Месопотамия с прилегающими районами Закавказья и Курдистанского нагорья), 5-11 вв. н.э.; Сефарад (Пиренейский полуостров), с начала н.э. до 1492 г., когда евреи были изгнаны из Испании; Ашкеназ (первоначально Центральная Германия, затем Восточная Европа), с 10 в. до 1-й пол. 20 в.

В новое время с отменой ряда средневековых ограничений прав евреев в большинстве стран Европы начался процесс сближения евреев Западной Европы с местными народами, отход евреев от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки. Евреи Восточной Европы и стран Востока дольше сохраняли традиционную культуру. Сохранившиеся ограничения в правах и занятиях евреев Европы, рост социальной мобильности, характерный для нового времени, привели во 2-й половине 19 в. к расширению миграций евреев. Более 2 миллионов евреев переселилось в конце 19 – начале 20 вв. в Северную Америку; с конца 19 в., с возникновением идеологии сионизма, поставившего целью переселение всех евреев в Палестину, началась миграция евреев разных стран, преимущественно из Восточной Европы, в Палестину.

В конце 19 – начале 20 вв., наряду с активизировавшимися процессами аккультурации и ассимиляции евреев Европы и Северной Америки, наблюдалась также консолидация евреев, выразившаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. Этническое развитие евреев было приостановлено массовым геноцидом евреев Европы, осуществленным германским фашизмом, в результате которого погибли 6 миллионов евреев. После войны часть еврейского населения Европы, позднее и ближневосточных стран переселилась в страны Нового Света, главным образом в США, а также в Палестину, где в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано государство Израиль.

По переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает более 230 тысяч евреев, в том числе горских евреев – 3394 человека, грузинских евреев – 53 человека, среднеазиатских евреев – 54 человека.