Географическая среда и Древнерусское государство

Летописные известия сообщают, что во главе восточно-славянских племён стояли предводители-князья и о частых раздорах между ними. Дополнительный разлад вносили народные собрания — веча, часто сопровождаемые ссорами, взаимными обидами и распрями. В связи с этим в литературе широко распространилась версия о неспособности всех славян вообще к объединению и созданию мощных государственных образований. Этим историки объясняли подчинение славянских племён более сильными соседями: Византией — южных славян, германскими государствами — западных.
Первоначальная русская летопись «Повесть временных лет» сохранила рассказ о призвании варягов как исходной точке образования государства у восточных славян. Появление в Восточной Европе варягов было аналогично нашествиям норманнов или викингов в Западной (термин «варяги», по мнению многих учёных, ведёт происхождение от названия одного из скандинавских племён — varanger) и объясняется той ролью, которую играли в Средние века водные торговые пути, в частности путь «из варяг в греки». Он был гораздо более удобным, чем путь из Скандинавии в Константинополь — «второй Рим», самый известный после падения первого мировой центр (у славян — Царь-город, Царьград) через Атлантику и Средиземное море. Путь же «из варяг в греки» лежал через Балтийское море к устьям впадающих в него рек: Невы, Нарвы, Западной Двины. Через них шли своего рода ответвления пути. Главный путь — через Неву, Ладожское озеро, Волхов, озеро Ильмень, Ловать, переправу через мелкие реки и волоки к истокам Днепра, затем по Днепру в Чёрное море и в Константинополь. Другой — через Западную Двину, а также Нарву, Чудское озеро, реку Великая был несколько труднее, но хорошо известен в Средние века. В центре Восточно-Европейской равнины существовала возможность выхода в Оку и Волгу, а по ней лежал путь в Каспийское море, сообщение и торговля с Востоком.
На этих водных путях возникали торговые и ремесленные центры восточных славян: Псков, Новгород, Полоцк, Смоленск, Киев, Муром, Ростов, Суздаль, другие города и городища. В среднем течении Волги на базе торговли поднялась Волжская Болгария (Булгария) и город Булгар. (Основателем их была часть кочевых болгарских племён, поселившаяся при слиянии Камы и Волги, другая часть переселилась за Дунай в пределы Византийской империи.) Участниками международной торговли были не только и не столько варяги. Напротив, издавна были известны торговые связи народов Восточной Европы с Византией и мусульманским Востоком.
Византийские и арабские источники рассказывают, как происходила эта торговля. В частности, учёный император Константин Багрянородный (первая половина X в.) писал о том, что каждую весну тысячи славянских лодок с товарами и «лесными дарами» по Днепру и его притокам спускались к Киеву. Здесь они сбивались в караваны и отправлялись дальше на юг. В районе Днепровских порогов1 лодки переносились на руках или переправлялись волоком. Здесь же торговые караваны нередко поджидали кочевники, от которых приходилось отбиваться. Поэтому караваны были вооружёнными, нередко сопровождались княжескими дружинами. Путь через бурное Чёрное море лежал вдоль западного его побережья, как правило в виду берегов, и так — до Константинополя.
Появление вооружённых отрядов на пути «из варяг в греки» было закономерным и объяснимым. Сами варяги мало что могли предложить из предметов торговли из-за довольно суровых природных условий Скандинавии и слабого развития ремёсел. Да и из средневековых западных хроник хорошо известно, что главной целью норманнов были грабёж и получение дани с захваченных территорий. Не менее известно также, что эти отряды часто вмешивались в местные междоусобицы и пытались утвердить своё господство. Точно такая же картина наблюдалась в Восточной Европе. По тем же летописным известиям до нас дошли сведения о варяжских правителях в целом ряде восточнославянских городов. Недаром варяги называли эту территорию «Гардарикой», т.е. страной городов.
Летописный рассказ о призвании варяга Рюрика на княжение в Новгород под 862 г. служил скорее цели обосновать правление династии Рюриковичей в Древнерусском государстве. По традиции год считается началом русской государственности. Из Новгорода Рюрик распространил свою власть на ряд соседних славянских племён. Через двадцать лет преемник Рюрика Олег по Днепру спустился с дружиной в Киев, свергнув княживших там Аскольда и Дира (очевидно, тех же варягов), и сделал Киев своей столицей. После смерти Олега великокняжеский стол перешёл к сыну Рюрика Игорю. Так оформилась династия русских князей. Происхождение названия «Русь» остаётся до сих пор спорным. Одни авторы, следуя летописным известиям, Русью называют варягов, другие учёные настаивают на славянском происхождении этого слова. Вопрос упирается в споры о степени варяжского, т.е. внешнего, влияния на первые шаги отечественной государственности2.
Проблему не стоит преувеличивать. Норманнские завоевания во Франции, Англии, Южной Италии оказали влияние, но не изменили общего хода истории этих стран в области экономики и культуры. Варяги на Руси не были многочисленными, не были более развиты в экономическом и культурном отношении настолько, чтобы поглотить славянские племена. История демонстрирует признаки быстрой ассимиляции варягов. Их отряды вливались в славянские дружины, возможно составляя наиболее приближённую к князю и лучшую её часть, но это не было долговременным явлением. Варяжские элементы быстро растворились. И язык, и культура, и хозяйство складывающегося государства оставались славянскими. Преемник Игоря Святослав и последующие князья носили преимущественно славянские имена. И следует помнить, в каком основном значении закрепилось слово «варяг» в русском языке.
Наибольшего могущества Древнерусское государство достигло в Х—XI вв. Это было время значительного его территориального расширения, подчинения власти Киева не только всех восточнославянских племён, но и ряда других народов Восточной Европы. Древняя Русь вступила в единоборство с кочевниками, которое шло с переменным успехом. Большой урон Киевскому княжеству нанесли угры (венгры), которые, впрочем, ушли в Придунайскую низменность. С нижней Волги на Русь нападали хазары, а с начала Х в. её стали беспокоить племена печенегов. Борьба с ними составила первоначальную героическую страницу древнерусской истории.
К середине Х в. киевские князья в основном покорили независимые восточнославянские племена. Затем киевский князь Святослав, совершив поход в землю вятичей и финно-угорских племён, прошёл со своей дружиной по Волге, обрушившись на волжских болгар, и разгромил Хазарский каганат.
Святослав, согласно летописным свидетельствам, был ярким воплощением военного вождя, территориальной экспансии Киевской Руси, чем-то напоминая варварских предводителей, наводивших ужас на Европу. Дружина Святослава перешла Дунай на территорию, заселённую болгарами. Здешние болгары к тому времени были сильно ассимилированы южными славянами. Болгарские владетели находились в вассальной зависимости от византийского императора. Святослав намеревался прочно обосноваться здесь («не хочу оставаться в Киеве…»), хотел сделать город Переяславец на Дунае своей новой столицей. По его словам, засвидетельствованным летописью, сюда сходятся все богатства: золото, шелка, вина и фрукты из Греции, серебро и лошади из Венгрии и Богемии (Чехии), а из Руси — меха, воск, мёд и рабы. Только армия императора Иоанна Цимисхия положила конец этим завоевательным планам. Получив почётный мир, Святослав возвращался на Русь, но на обратном пути в Киев был убит печенегами. Из черепа столь именитого воителя печенежский вождь, согласно обычаям кочевников, сделал позолоченную чашу и пил из неё на пирах, произнося фразу «пусть дети наши будут такими, как он».
Но с Византией у Киевской Руси установились прочные связи: торговые, культурные, военные, нередко прерываемые набегами славянских дружин на Царьград. Важнейшим событием в истории Древнерусского государства стало принятие христианства. В 988 г., как свидетельствует летопись, князь Владимир принял решение крестить Русь. Рассказывалось, что Владимир долго выбирал, какую религию принять вместо прежнего язычества: христианство, ислам, иудаизм. Но рассказ вряд ли соответствует реальным историческим обстоятель-ствам. Принятие христианства было предопределено предшествующими связями Руси с Византией.
Ещё до Владимира в Киеве и других городах появились первые христиане, греческие купцы и миссионеры. В период существования Велико-Моравского княжества, в начале Х в. разгромленного уграми, миссионеры Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славян. Ими на основе славянских языков была разработана церковно-славянская письменность. К моменту принятия христианства на Руси оно уже было господствующей религией у ряда славянских народов, в частности в дунайской Болгарии. Предшественница Владимира княгиня Ольга была покровительницей христиан, и, по некоторым источникам, приняла крещение, и потому была канонизирована Православной церковью. Так что исторически очень трудно представить принятие иной религии кроме христианства.
Главные результаты введения христианства на Руси — культурные. Центрами распространения христианской письменности и культуры стали церкви и монастыри. С началом их строительства на Руси появилось каменное зодчество. Активным проводником христианства был преемник Владимира Ярослав, прозванный Мудрым, являясь покровителем знаний и образования. При Ярославе на Руси появились школы, значительное развитие получили ремёсла. Возникли первые памятники древнерусского письма. Введение христианства способствовало налаживанию связей Руси со странами Европы, в том числе династических. В результате окончательного раскола христианской Церкви в 1054 г. на православие и католицизм Русь осталась верной православию. На первых порах Русская церковь не была самостоятельной. Церковными делами ведал греческий митрополит в Киеве, назначаемый из Константинополя. В церквях нередко служили греческие и болгарские священники.
Шествие христианства на Руси не было победным, распространяясь главным образом на наиболее важные центры. Язычество оказывало сопротивление, особенно в глубинных лесах Восточной Европы. В летописях имеются сведения о выступлениях против христианства, возглавляемых волхвами. Пережитки язычества долгое время сохранялись среди восточных славян и других племён Восточной Европы. С ними упорно боролась Церковь, преследуя разного рода «бесовские игрища» и насаждая церковные каноны и обряды. Церковь старалась также приспосабливать традиционные языческие праздники к новым христианским, а образы святых и пророков привязывались к образам прежних языческих богов. Например, образ Ильи-пророка имел явно языческие черты.
Государственный и хозяйственный строй Киевской Руси не был прочным. Управлять огромной территорией из Киева было трудно. Отдельные племена сохраняли много элементов самостоятельности, жили наособицу, приспосабливаясь к местным условиям, имели собственных князей. Получение дани с покорённого населения было большой проблемой. Сбор её производился в форме полюдья — периодических поездок князей с дружиной и слугами по подвластным землям. Продукты земледелия, охоты и лесные дары забирались в натуральной форме с каждой славянской общины-волости, исходя из её численного состава, часто путём грабежа и насилия. Очень рано отдельные части Киевского княжества обнаружили тенденцию к сепаратизму.

Древнерусское государство Х—XI вв. Карта