Русские народные песни и духовные стихи

Народные лирические песни зародились в глубокой древности. Сначала они сопровождали различные обряды, связанные с пахотой, посевом, уборкой урожая, сменой сезонов года, рождением или смертью человека, но позже выделились в самостоятельную обрядовую лирику, на основе которой зародилась лирическая народная песня.

Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. Главными героями лирических песен всегда были простые люди: крестьяне, солдаты, бурлаки, ямщики. В песнях рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах девушки к далекому любимому, о воспоминаниях солдата о родине, о жалобах бурлака на свою жизнь. Такие песни исполняли в форме монолога. Лирические песни могли быть также диалогом девушки с подругами, мужа с женой и исполнялись несколькими людьми.

В настоящее время лирические песни исполняют в российской глубинке люди старшего поколения. Традиции исполнительства народных лирических песен хранятся фольклорными самодеятельными коллективами. Новые лирические песни уже не создаются так широко, как раньше. Можно говорить об угасании традиции исполнения народных лирических песен.

Русские народные песни и духовные стихи

Русские исторические песни были посвящены наиболее важным событиям истории. Появились они примерно в XIII веке. Исторические песни можно сравнить с былинным эпосом, но песни были значительно меньше былин, и конечно, более историчны и правдоподобны. Многие исторические события нашли отражение в народных песнях: татаро-монгольское нашествие («Авдотья-рязаночка», «Щелкан», «Задонщина»), оборона Пскова от Стефана Батория, «Взятие Казани» и многие другие. В XVI-XVII веках исторические песни создаются целыми циклами (об Иване Грозном, о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). В XVIII веке создаются песни о Петре I, Полтаве, русско-шведских и русско-турецких войнах, бунте Пугачева, в XIX веке – об Отечественной войне 1812 года и о Крымской войне. В настоящее время в России сохранились отдельные фрагменты исторических песен. Новые исторические песни уже не создаются.

Духовными стихами в Древней Руси назывались песни на религиозные сюжеты. Например, «Плач Адама», «Плач Иосифа Прекрасного», стихи об Иоасафе Царевиче, об Алексии, человеке Божием, и др. Изначально они напоминали стихи эпического склада, рифмованные же появились примерно в XVII веке. Духовные песни исполняли бродячие певцы – калики перехожие – под аккомпанемент колесной лиры, поэтому певцов иногда называли еще «лирниками». Народ уважал бродячих певцов и всегда с удовольствием их слушал, потому что они несли Слово Божие. Обидеть калику считалось большим грехом. Лирниками становились способные мальчики, сопровождавшие старца-певца во всех его странствиях в течение 4-5 лет и обучавшиеся у него этому искусству. Традиция исполнения духовных стихов жива по сей день.