Русские народные сказки и былины

Сказки оформились на Руси примерно в IX-X веках. Они были основаны на древнейших верованиях и мифологии русского народа, которые воплотились в вымышленных героях и событиях. Изначально сказки воспринимались как поучительно-развлекательные истории.

В течение многих веков сказки передавались из уст в уста, а записывать их стали только в XVII-XVIII веках. Как же люди запоминали столько сказок? Дело в том, что все волшебные сказки строятся традиционно одинаково: существует герой, который отправляется в путь, чтобы победить антигероя и освободить царевну или добыть искомый предмет. Персонажи-помощники оказывают герою помощь. Персонажи-дарители снабжают героя волшебными предметами. Кроме этого, во всех русских сказках прослеживается много общих мест, например, сказки часто начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были», а заканчиваются словами: «И стали они жить-поживать и добра наживать…». В русских сказках у многих слов есть традиционно закрепленные за ними определения, например, «чисто поле», «ясный месяц», «красна девица» и многие другие.

Сказитель, воспроизводя сказочный текст, отбирал из арсенала традиционных сказочных средств и сюжетов те, которые ему были необходимы, комбинировал их и таким образом создавал сказку. Многократно повторенные разными людьми сказки постоянно дорабатывались, создавались многочисленные варианты сказок с одним и тем же сюжетом. Среди русских народных сказок выделяются волшебные, бытовые сказки, сказки о животных. В настоящее время сказочная традиция в России несколько ослаблена. Сказителей и сказительниц практически не осталось.

Русские народные сказки и былины

Былины сформировались приблизительно к XI-XII векам. Русские былины делятся на два цикла: былины киевского цикла и былины новгородского цикла. Героями русских былин киевского цикла были богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, которые защищали русские земли от врагов, называемых в былинах татарами. Враг мог осмысляться как существо-антагонист: Змей-Горыныч, Соловей-Разбойник. Эти былины складывали на юге Руси, который постоянно подвергался набегам кочевых племен со стороны Дикой степи.

Былинные богатыри сталкиваются с враждебными персонажами и неизменно побеждают их. Богатыри стали олицетворением народной силы и справедливости, в то же время они не были невежественными дикарями, только и умеющими, что размахивать палицей. Они сидели за одним столом с князьями и боярами, а об их обходительности в былинах говорится так:«Кресты-то они клали по-писаному, да поклоны-то вели по-ученому». Главным героем былин киевского цикла является купец Садко. Эти былины воспевали богатство Новгорода и талант русского народа. Былины в Древней Руси исполняли странствующие певцы под аккомпанемент гуслей или другого народного инструмента. Былины пели.

Былинных певцов в современной России почти не осталось. Традиции исполнения былин возрождаются самодеятельными коллективами, занимающимися реконструкцией русского фольклора.